Примечания
182 Печатается по изданию: Рамой
Льюль. Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997. С. 5-71. «Книга о Любящем
и Возлюбленном» принадлежит к числу ранних произведений Луллия, не исключено,
что она была написана в 1276 г. Первоначально она была задумана как самостоятельное
сочинение, а затем включена в «Книгу об Эвасте и Бланкерне» (1283). Книга
состоит из 366 «духовных метафор» по числу дней в году; следовательно,
каждая из них предлагает тему для размышления на целый день.
Замысел «Книги о Любящем и Возлюбленном» абсолютно прозрачен. Поясняя
его, Бланкерна говорит, что «Любящий» - это набожный христианин, а «Возлюбленный»
- это Господь. При этом книга носит откровенно автобиографический характер.
Божеское и человеческое - это и есть та главная тема, та дилемма и то
искомое двуединство, которому подчинены все другие, - как в творчестве
Луллия, так и в его судьбе.
183 «Признайся, Любящий» - «Да, если удвоишь
во мне любовь к тебе». - На основании метафор 9, 31, 45, 51, 71, 72, 188
и 196 можно получить вполне определенное представление о феноменологии
любви майоркского мыслителя (см.: Carreras у Artau Т., Carreras y Artau
J. Historia de la filosofia espanola. Madrid, 1939. T. 1. P. 290).
184 По всей вероятности, Луллий имеет в виду
«Книгу о Деве Марии», включенную в ч. 2 «Книги об Эвасте и Бланкерне».
185 В полном соответствии со своим «Искусством»
Луллий отдает здесь предпочтение разуму перед чувствами и памятью, хотя
в большинстве случаев (например, метафоры 131, 169 или 364) они взаимодополняют
друг друга, в равной степени помогая Любящему в его стремлении познать
и прославить своего Возлюбленного.
186 Метафора 30 - очевидное аллегорическое описание
грехопадения и спасения человечества благодаря искупительной жертве
Христа.
187 Ср.: «Встану же я, пойду по городу, по
улицам и площадям и буду искать того, которого любит душа моя; искала
я его, и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: „не видали
ли вы того, которого любит душа моя?"» (Песн. 3, 2-3).
188 Речь, возможно, идет о Святой Земле,
что может служить аргументом в пользу версии о посещении Луллием Иерусалима
до написания им «Книги о Любящем и Возлюбленном».
189 Миссионерский пыл, которым Луллий наделил
своего героя, восходит, прежде всего, к проповедническому максимализму
апостола Павла.
190 В развернутом виде Луллий изложит свою
концепцию в другой своей знаменитой мистической книге - «Древо философии
любви» (1297-1299): «Воспевая благую, великую любовь и отвергая любовь
недобрую и лживую, Рамон приступил к созданию книги „Древо философии любви",
разбив ее на семь частей, а именно: корни, ствол, ветви, сучья, листья,
цветы и плоды» (Llull R. Arbre de Filosofia d'amor. Barcelona, 1980. P.
19).
191 Триада «Любящий - Возлюбленный - любовь»
восходит к лирике трубадуров и к кодексу куртуазной любви, усвоенному
Луллием в юности.
192 Перу Луллия принадлежит книга «Сто имен
Господа», написанная в 1285 г.
193 Одна из тех метафор, мотивы которых наиболее
явственно напоминают мотивы «Песни Песней».
194 Один из самых устойчивых мотивов поэзии
трубадуров.
195 Здесь прямое подражание Августину (ср.:
подобное место в «Исповеди» X, 24-27 (Примеч. ред.)).
196 Скорее всего, имеется в виду «Краткое
искусство постижения истины», датируемое 1274 г.
197 На протяжении всей своей жизни после
обращения Луллий неоднократно возвращался к мысли о настоятельной необходимости
как можно скорее научиться у мусульман трепетному и страстному религиозному
чувству.
198 Вполне вероятно, что речь идет о тех
долгих и дальних странствиях, которые Луллий действительно предпринял
в самый «темный» период своей биографии (1276-1287).
199 Данный парадокс, подобно некоторым иным
(таким, например, как «радость в страдании»), лежащим в основе кодекса
куртуазной любви, - один из устойчивых мотивов провансальской лирики.
200 Возможно, под «врожденной наукой» Луллий
подразумевает философию любви, а под «наукой благоприобретенной» - философию
знания, другими словами, мистику и схоластику, которым он в равной степени
отдал дань, считая их одинаково необходимыми как в самообразовании, так
и в миссионерской деятельности.
201 Еще одна попытка Луллия определить своеобразие
своего творчества и объяснить притягательность для него как схоластики,
так и мистики, как философии знания, так и философии любви.
202 В этой и в некоторых других метафорах
книги Луллия оттачивает столь необходимую ему для миссионерских целей
аргументацию христианского учения о Троице, что является одним из свидетельств
в пользу теории о западном, христианском происхождении мистики майоркского
мыслителя.
203 Метафора, в основу которой положен догмат
о человеческой природе Иисуса Христа, сына Божьего, и об искупительной
жертве Спасителя, подтверждает готовность Луллия к мученической смерти.
204 Эта метафора любопытна очевидными ассоциациями
с «Песнью Песней»; в библейском тексте, однако, отсутствует тонкий психологический
рисунок, особенностью которого является гармоническое сочетание оппозиций.
205 Одна из тех метафор, в которых автобиографический
подтекст наиболее очевиден.
206 «Книга о язычнике и трех мудрецах» -
одно из первых сочинений Луллия, написанное им сначала на арабском языке,
а затем им же переведенное на каталонский.
207 Метафора 290 - одно из ста утверждений
Луллия, помеченных доминиканцем-инквизитором Н. Эймерихом как «еретические».
208 К сожалению, если еще можно попытаться
передать игру слов, присутствующую в оригинале, то игра смыслов неизбежно
теряется, так как каталонское слово «salutacio» одновременно означает
«приветствие», «славословие», «здоровье» и «спасение души».
209 Метафоры 298-301 - достаточно частый
у Луллия образец «плетения словес», виртуозной игры слов и лексических
изысков, представляющих собой отголосок его увлечения провансальской лирикой;
убедительное доказательство того факта, что трубадур Христа щедрой рукой
черпал из сокровищницы поэзии трубадуров.
210 Подобно своему современнику Данте, утратившему
правый путь «во тьме долины» и заблудившемуся в «сумрачном лесу», Луллий
отправился на поиски своего Возлюбленного символической «заросшей дорогой»,
устремившись ввысь, к любви и свету.
211 Посвятив себя подвижнической деятельности,
Луллий оставил жену, Бланку Пикани, на которой женился в 1257 г. и которая
родила ему двоих детей, сына Доминго и дочь Магдалену.
212 Данную аллегорию, по-видимому, можно
истолковать следующим образом: Любящий понял, что Теология, принимающая
его страдания «близко к сердцу», взволнована происходящим, Философия огорчена
своей неспособностью ответить на те вопросы, которые, казалось бы, входят
в ее компетенцию, а Медицина и Право, в равной степени далекие от томлений
духа Любящего, радуются его неудачам.
1 2
3 4
5 6
7 8
9 примечания
(открываются
в новом окне)
|
|
|