340.
Расположено ложе Любящего между горечью и блаженством: с блаженством он
засыпал, с горечью просыпался. Неясно лишь, где все же его место, ближе
к горечи или к блаженству.
341. Засыпая, Любящий с возмущением думал о поношениях толпы; а проснулся
в безмятежном состоянии духа, вспомнив о прославлении своего Возлюбленного.
Спрашивается, кого Любящий стыдится больше: Возлюбленного или толпы?
342. Задумался Любящий о смерти и затрепетал, пока не вспомнил о граде
своего Возлюбленного, воротами которого и входом в который служат смерть
и любовь. 343. Жаловался Любящий Возлюбленному на то, что донимают его
искушения. И ответил ему Возлюбленный, что благодаря искушениям у памяти
есть возможность каждый раз заново обращаться к мыслям о Боге и о его
достославных достоинствах.
344. Потерял Любящий драгоценность, которой очень дорожил, и вид у него
был безутешный, пока не спросил его Возлюбленный, что для него дороже:
утраченная драгоценность или мир, растворенный во всем творенье Возлюбленного.
345. Сокрушался во сне Любящий под бременем мук и страданий, сопряженных
с его служением Возлюбленному, и опасался, что его деяния не выдержат
этого груза. И разбудил его Возлюбленный, дав ему понимание его собственных
достоинств и могущества его Возлюбленного.
346. Пришла пора Любящему идти долгой дорогой, худой и извилистой; и суждено
было ему нести тяжкий груз, который взваливает любовь на плечи влюбленных.
И поэтому освободил Любящий свою душу от ненужных мыслей и сиюминутных
радостей, дабы телу его легче было нести груз, а душа его без помех шла
бы по этой дороге рядом с Возлюбленным.
347. Оскорбили однажды Возлюбленного в присутствии Любящего, который смолчал
и не вступился за честь своего Возлюбленного. Спрашивается, чья вина больше:
толпы, оскорблявшей Возлюбленного, или Любящего, смолчавшего и не вступившегося
за своего Возлюбленного.
348. Укреплялся разум Любящего и любовью полнились его чувства, по мере
того как созерцал он своего Возлюбленного. Неясно лишь, что для его разбуженной
Возлюбленным памяти значило больше.
349. Неудержимо, хотя и с опаской, стремился Любящий в путь, дабы восславить
своего Возлюбленного: неудержимость толкала его вперед, опаска держала
на месте. Раздираемый на части этими чувствами, повстречал он рыдания
и стоны, явившиеся к нему с приветом от его Возлюбленного. Спрашивается,
что же именно упокоило Любящего в его Возлюбленном.
350. Вглядывался Любящий в себя самого, как в зеркало, в котором надеялся
увидеть Возлюбленного, и вглядывался он в своего Возлюбленного, как в
зеркало, в котором надеялся познать самого себя. Неясно лишь, какое из
двух зеркал было ближе его душе.
351. Теология, Философия, Медицина и Право повстречали Любящего, который
спросил их о своем Возлюбленном. Теология зарыдала, Философия оробела,
а Медицина и Право возликовали. Спрашивается, что объяснило их состояние
Любящему, отправившемуся на поиски своего Возлюбленного (212).
352. Сокрушенно и горестно шел Любящий дорогами чувств и путями рассудка
в поисках своего Возлюбленного. Спрашивается, какая из них оказалась самой
короткой и на какой из них Возлюбленный предстал пред Любящим во всем
своем великолепии.
353. В день Страшного суда велит Возлюбленный человеку по одну руку от
себя положить то, чем наградил он его в этой жизни; а по другую - то,
чем сам человек одарил этот мир, дабы стало ясно, какой безмерной любовью
он был любим и какой из двух даров оказался более ценным и щедрым.
354. Чувство Любящего прониклось любовью к себе самому, и спросил его
разум, возлюбив себя или возлюбив Возлюбленного, оно более уподобилось
бы Возлюбленному, ибо никому не дано пылать к Возлюбленному большей любовью,
чем та любовь, которой сам он себя одаряет. Спрашивается, какой ответ
чувства показался бы разуму самым исчерпывающим.
355. «Скажи, безумец, какая любовь в живом существе может быть признана
самой безмерной и самой великой?» Ответил: «Та, в которой Любящий сливается
с Творцом». - «Почему?» - «Потому что большим величием Творец не может
наделить живое существо».
356. Однажды, когда Любящий молился, он вдруг заметил, что его глаза сухи;
тогда попытался он вызвать слезы, вспоминая о деньгах, о женщинах, о детях,
об яствах и о всяких суетных вещах; и заметил он, что у всего этого верных
слуг неизмеримо больше, чем у его Возлюбленного. И тогда слезы подступили
к глазам, а горечь и скорбь овладели сердцем.
357. Брел по дороге Любящий, погруженный в раздумья о своем Возлюбленном,
и наткнулся он на толпу людей, жаждавших новостей; Любящий же, наслаждаясь
близостью со своим Возлюбленным, не придал значения их вопросам, сказав,
что не будет им отвечать, дабы не нарушить своего единения с Возлюбленным.
358. Проникся Любящий любовью и облачился в любовь и отправился на поиски
своего Возлюбленного. Спросила его любовь: «Влюбленный, куда ты держишь
путь?». Ответил: «К Возлюбленному, дабы росло твое могущество».
359. «Скажи, безумец, что есть религия?» Ответил: «Чистота помыслов, жажда
смерти во имя моего Возлюбленного и готовность отринуть мир, дабы ничто
не мешало созерцать его и славить его достоинства».
360. «Скажи, безумец, что такое страдания, муки, стоны, рыдания, горести
и испытания Любящего?» Ответил: «Блаженство для Возлюбленного». - «Почему?»
- «Потому что таят они для Возлюбленного отраду, а для Любящего награду».
361. Спросили Любящего, чья любовь беспредельнее: Любящего, полного жизни,
или Любящего, близкого к смерти. Ответил, что Любящего, близкого к смерти.
«Почему?» - «Потому что в том, кто живет любовью, любовь еще может расти,
и лишь в том, кто от любви умирает, ей положен уже предел».
362. Встретились двое Любящих. Один проповедовал Возлюбленного, другой
его познавал. Спрашивается, кто из них был ближе к Возлюбленному. И разрешился
спор в Любящем, который, проповедуя Троицу, пришел к ее познанию.
363. «Скажи, безумец, зачем такая изощренность в твоих речах?» Ответил:
«Затем, чтобы возвысить разум до понимания величия моего Возлюбленного,
дабы славили, любили и ублажали его люди».
364. Пьянел Любящий от вина, заставлявшего его вспоминать, познавать и
любить Возлюбленного. А Возлюбленный разбавлял это вино своими рыданиями
и слезами Любящего.
365. Любовь воспламеняла Любящего воспоминаниями о Возлюбленном, а Возлюбленный
гасил его пыл рыданиями и слезами, отказом от соблазнов и забвением тщеты
этого мира. И росла любовь в Любящем, вспоминавшем того, кому обязан он
был горестями и страданиями и ради кого претерпевали люди гонения и муки.
366. «Скажи, безумец, что есть мир?» Ответил: «Темница, в которой томятся
влюбленные и верные слуги моего Возлюбленного». - «А кто посадил их в
темницу?» Ответил: «Самопознание, любовь, трепет, отречение, покаяние
и соседство подлого люда; и не награда ждет за эти мытарства, а вечная
кара».
Источник: АНТОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЫСЛИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО
ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА
1 2
3 4
5 6
7 8
9 примечания
(открываются
в новом окне)
|
|
|