214.
Если любовь Любящего не в силах побудить Возлюбленного к милосердию и
прощению, то любовь Возлюбленного способна одарить все сущее милостью
и благословением.
215. «Скажи, безумец, дано ли тебе добиться еще большего сходства с Возлюбленным?»
Ответил: «Да, пытаясь всеми силами моей души постичь и возлюбить облик
моего Возлюбленного».
216. Спросили Любящего, чем обделен его Возлюбленный. Ответил: «Обделен
он обожателями и приверженцами, способными воспевать его величие».
217. Бичевал Возлюбленный сердце Любящего прутьями любви, дабы заставить
его полюбить древо, с которого нарвал он прутья, хлеща ими своих приверженцев;
на этом древе он принял смерть, муки и поругания, дабы вернулась любовь
в сердца приверженцев, которые ее утратили.
218. Встретил Любящий своего Возлюбленного и нашел его величественным,
могущественным и достойным всяческого поклонения; и сказал он ему, что
его не перестает изумлять, сколь мало люди любили, признавали и превозносили
того, кто так всего этого был достоин. И ответил ему Возлюбленный, что
велико его разочарование, ибо создал он человека, дабы тот любил, признавал
и превозносил его, но из каждой тысячи только сто его боялись и любили,
и из этих ста - девяносто боялись, надеясь избежать наказания, а десять
любили в надежде на славу, но едва ли кто любил его за его доброту и величие.
Услышав о бесчестье, наносимом его Возлюбленному, зарыдал Любящий и сказал:
«Возлюбленный, ты стольким одарил человека и так восславил его, зачем
же человек ответил тебе неблагодарностью?».
219. Превозносил Любящий своего Возлюбленного, для которого где несущественно,
ибо он находится там, где преодолеваются границы и законы где. И поэтому,
когда спросили Любящего, где находится его Возлюбленный, он ответил: «Он
существует, но где именно, я не знаю; знаю лишь, что Возлюбленный живет
в моей памяти».
220. Купил Возлюбленный, по своим заслугам, раба, претерпевавшего муки,
погруженного в горькие думы и исходившего рыданиями, и спросил его, что
ест он и что пьет. «Все что хотите». Спросил его, что он носит. «Все что
хотите». - «Где же тогда твоя воля?» Ответил он, что вся воля пленника
и раба направлена на то, чтобы подчиняться своему господину и своему Возлюбленному.
221. Спросил Возлюбленный Любящего, хватает ли у него терпения? Ответил
тот, что всем он доволен, а значит, для терпения и повода не остается,
ибо терпеливыми приходится быть тем, кто не владеет своими чувствами.
222. Любовь отдавала себя всецело всем, кого любила, и, поскольку немногим
она себя отдавала и немногих влюбленных вела за собой, была еще свободнее,
чем прежде; сетовал на нее за это Любящий и осуждал ее перед Возлюбленным.
Однако любовь говорила в свое оправдание, что она полагалась на свободное
волеизъявление, ожидая от своих влюбленных высокого подвига и высокого
порыва.
223. Великая тяжба и великий раздор случились между Любящим и любовью,
ибо изнемог Любящий от страданий, причиняемых ему любовью; спорили они
и о том, кто из них был повинен в этих распрях. И отдали они себя на суд
Возлюбленного, который покарал Любящего новыми муками и одарил возросшей
в нем
любовью.
224. Возник вопрос, где обитает любовь: в мыслях или в терпении. И ответил
на него Любящий, сказав, что рождается любовь в мыслях, а взрастает на
терпении.
225. Соседи Любящего - добродетели Возлюбленного, а соседи Возлюбленного
- горькие мысли Любящего, его стенания и муки, которые претерпевает он
из-за любви.
226. В заоблачные высоты устремилась воля Любящего, дабы возлюбить Возлюбленного,
и велела возвыситься разуму, а разум велел это памяти. И все они воспарили,
дабы созерцать Возлюбленного во всем его величии.
227. Отделились чувства от Любящего, и припали они к Возлюбленному; но
замуровал Возлюбленный чувства в Любящем, дабы быть любимым и превозносимым.
228. Говорил Любящий: «Да не помыслит мой Возлюбленный, что могу я променять
его на другого Возлюбленного; ибо всею моею любовью я призван любить одного
лишь Возлюбленного». И ответил Возлюбленный: «Да не подумает Любящий,
что любим я и превозносим лишь им одним; ибо много у меня влюбленных,
любящих меня исступленнее и благоговейнее, чем он».
229. Говорил Любящий своему Возлюбленному: «Любезный моему сердцу Возлюбленный,
ты научил глаза мои видеть, а уши мои слышать твое величие; и поэтому
сердцем моим овладели чувства, благодаря которым ты научил глаза мои лить
слезы, а тело мое - чахнуть». Ответил Возлюбленный Любящему, что если
бы не освоил он всю эту премудрость, не попало бы имя его в книгу, в которую
внесены все те, кого ждет вечное блаженство и кто вычеркнут из другой
книги, внесенных в которую ждет вечное проклятье.
230. Сердце Любящего вмещает в себя все высокие достоинства Возлюбленного,
и множатся мысли и печали Любящего, который зачах бы и умер, если бы не
сжалился Возлюбленный и не дал бы ему отдыха.
231. Остановился Возлюбленный на ночлег у Любящего; и предложил ему Любящий
ложе из горьких мыслей, а угощал он его вздохами и слезами. Возлюбленный
же расплатился за гостеприимство воспоминаниями.
232. Смешала любовь в мыслях Любящего радости и печали; и возроптали радости,
и пожаловались на любовь Возлюбленному; и пропали, истаяли радости, как
только отделил их Возлюбленный от тех страданий, которые претерпевают
влюбленные из-за любви.
233. Приметами любви, которую питает Любящий к своему Возлюбленному, служат
вначале слезы, затем глубокая скорбь и, наконец, смерть. Посредством этих
примет свидетельствует Любящий о своем Возлюбленном другим влюбленным.
234. Уединился Любящий, но неотлучно с его сердцем были печали, с глазами
- слезы, а с телом - лишения. Но стоило лишь вернуться Любящему к людям,
как лишился он всех треволнений, и одиноким остался он среди людей (199).
235. Любовь - это взбаламученное море, в котором лишь волны да ветер,
но нет ни берегов, ни причалов. Гибнет Любящий в этом море, и вместе с
ним гибнут его мучения и набирают силу его совершенства.
236. «Скажи, безумец, что такое любовь?» Ответил: «Любовь - это согласие
между замыслом и движением к конечной цели, стоящей перед чувствами Любящего,
- склонить людей к тому, чтобы они прославляли Возлюбленного и служили
ему». Неясно лишь, действительно ли нет лучшей цели для чувств Любящего,
стремящегося к своему Возлюбленному.
237. Спросили Любящего о его Возлюбленном. Ответил, что Возлюбленный -
это сила, благодаря которой он любит, желает, скорбит, стонет, рыдает,
сносит поношения и умирает.
238. Спросили Возлюбленного о Любящем. Ответил, что это тот, кто всегда
готов воздавать хвалу его достоинствам, кто от всего отказался, дабы следовать
его советам и выполнять его распоряжения.
239. «Скажи, Любящий, какая ноша для тебя тяжелее и невыносимее: страдания
из-за любви или страдания из-за ее отсутствия?» Ответил: «Лучше спросить
об этом людей, набожность которых состоит либо в ожидании любви Возлюбленного,
либо в страхе адовых мук».
240. Заснул Любящий, и умерла любовь, ибо жизнь ее лишилась смысла. Проснулся
Любящий, и ожила любовь в мыслях, которые тотчас устремились от Любящего
к Возлюбленному.
241. Сказал Любящий, что наука врожденная взрастает на чувствах, набожности
и молитве, а наука благоприобретенная взрастает на занятиях и размышлениях.
Неясно лишь, какой из них Любящий отдал дань раньше, какая из них для
него отраднее и в какой он более преуспел (200).
242. «Скажи, безумец, чем вызвано твое томление?» - «Мыслями, мечтами,
преклонением, муками и постоянством». - «Чему ты обязан всем этим?» Ответил:
«Любви». - «А откуда в тебе любовь?» - «От Возлюбленного». - «А Возлюбленный
твой откуда?» - «Он сам себе самому исток и причина».
243. «Скажи, безумец, хочешь быть от всего свободным?» Ответил: «Да, но
лишь бы не от Возлюбленного». «Хочешь, чтобы тебя пленили?» Ответил: «Да,
вздохами, мыслями, тревогами и слезами, дабы служить моему Возлюбленному,
который и создал меня для того, чтобы я его славил».
244. Терзала любовь Любящего, и терзался от этого Любящий, проливая горькие
слезы. Призвал его Возлюбленный, дабы его утешить. Но чем ближе подходил
он к Возлюбленному, тем сильнее терзала его любовь, ибо она тем временем
крепла. Росло с любовью блаженство, и убывали печали, ибо врачевал его
Возлюбленный.
245. Заболела любовь. Любящий лечил ее терпением, упорством, покорностью
и надеждой; и выздоровела любовь. Занемог Любящий; и лечил его Возлюбленный,
напоминая о своих добродетелях и достоинствах.
246. «Скажи, безумец, что такое одиночество?» Ответил: «Единство и согласие
между Любящим и Возлюбленным». - «А что такое единство и согласие?» Ответил,
что это одиночество, свившее гнездо в сердце Любящего, все помыслы которого
обращены к его Возлюбленному.
247. Спросили Любящего: «Что таит в себе большую опасность - муки из-за
любви или блаженство?» Посоветовался Любящий с Возлюбленным и ответил,
что в страданиях грозит опасностью нетерпение, а в блаженстве - невежество.
248. Отпустил Возлюбленный любовь на волю и позволил людям самим решать
ее судьбу; и не смогла любовь найти никого, кто впустил бы ее в свое сердце.
И горько было Любящему, и плакал он, страдая душою за унижения, которые
ей достались от людей лицемерных и неблагодарных.
249. Любовь опустошила сердце Любящего, дабы вселиться в него и обосноваться
в нем, но умер бы Любящий, если бы не вспомнил о своем Возлюбленном.
250. Две думы непрестанно думал Любящий: во-первых, пытался он постичь
природу и достоинства своего Возлюбленного, и, во-вторых, пытался он постичь
сущность его творений (201). Неясно лишь,
какая из этих дум была вдохновеннее и упоительнее как для Любящего, так
и для Возлюбленного.
251. Умер Любящий от великой любви. У себя похоронил его Возлюбленный,
и воскрес тогда Любящий. Неясно лишь, какой из этих даров был для Любящего
бесценнее.
252. В темнице Возлюбленного томились горести, тревоги, страдания, оскорбления
и потери, дабы ничто не мешало Любящему превозносить его достоинства и
вселять любовь к нему в сердца людей, этой любовью пренебрегающих.
253. Оказался однажды Любящий среди людей, обласканных. Возлюбленным сверх
меры, ибо сами они с ним были неласковы. Презирали они Возлюбленного и
высмеивали его верных слуг. Заплакал Любящий, стал рвать на себе волосы,
осыпать себя ударами, раздирать на себе одежды, и возопил он: «Бывает
ли более тяжкий грех, чем презрение к моему Возлюбленному?»
254. «Скажи, Любящий, ты жаждешь смерти?» Ответил: «Да, в соблазнах этого
мира и в помыслах подлого люда, отринувшего и предавшего моего Возлюбленного;
нечего мне там делать, ибо нет там моего Возлюбленного».
255. «Безумец, если правду ты говоришь, будешь ты опозорен, изруган, избит,
измучен и предан людьми смерти». Ответил: «Отсюда вытекает, что, если
бы я лгал, люди меня бы превозносили, любили, обожали и почитали, и отторгнут
я был бы от влюбленных в моего Возлюбленного».
256. Подлые льстецы оболгали Любящего перед лицом его Возлюбленного. Но
хватило Любящему выдержки, а Возлюбленному справедливости, мудрости и
силы. Предпочел Любящий скорее быть оболганным и опозоренным, чем стать
одним из таких льстецов.
1 2
3 4
5 6 7
8 9
примечания
(открываются
в новом окне)
|
|
|