Со
времени прибытия Кинира на Кипр прошли десятилетия. Уже возведен храм,
в котором поклоняются Афродите, отстроен год Палеопафос, который, в
правление Кинира становится теократическим государством, а сам Кинир
принимает статус царя-жреца богини, и учреждает в своем роду династическую
линию царской власти и потомственное жречество. Страбон в труде «География»
пишет, что Кинир обучил жителей острова музыке, танцам и литью бронзы.
Во всем Кинир был удачлив, но, как замечает Овидий
…когда бы потомства
Он не имел, почитаться бы мог человеком счастливым
(Овидий "Метаморфозы")
Прямых потомков у Кинира и его жены Мефармы, дочери Пигмалиона и Галатеи,
согласно преданиям, было десять: дочери - Мирра, Эвна, Бресия, Лаогора,
Орседика, Лаодика, и сыновья - Оксипор, Мигдалион и Адонис. Вторая дочь
– Эвна – стала супругой царя Саламина Тевкра, и Кинир, таким образом,
прочно утвердил свою верховную власть над колонией пришельцев. Но другие
младшие дочери Кинира оскорбили Афродиту тем, что сожительствовали с
чужими мужьями, и Афродита изгнала их с острова навсегда. Когда же выдавали
замуж старшую дочь Мирру, Кинир созвал многих женихов, стремящихся получить
ее руку, и
На вопрос же,- который
Был бы любезен ей муж,- "На тебя,- отвечала,- похожий!"
(Овидий
"Метаморфозы")
Кинир не знал, что дочь его пылает к нему безумной страстью, и уже готова
покончить жизнь самоубийством, не имея возможности получить желаемое.
Этой же ночью Мирра решила повеситься, но ее плач и вздохи донеслись
кормилице, охранявшей всегда дверь ее спальни. Старушка успела открыть
двери вовремя, и вытащить красавицу из петли, а затем убедила ее довериться
и открыть тайну, дав клятву помочь. Но когда Мирра рассказала, в чем
ее страдания, то
Кормилица похолодела,
Чувствует - ужас проник до костей в ее члены. Поднявшись,
Волосы встали торчком на ее голове поседелой.
Много добавила слов, чтобы та - если сможет - извергла
Злую любовь.
(Овидий
"Метаморфозы")
Но
данную клятву надо было выполнять.
Когда настал ежегодный праздник Персефоны, во время которого в течение
девяти ночей «почитают запретной Венеру», Кинир остался на
ложе один, и расторопная кормилица, застав его в опьянении, вкрадчиво
поведала, что некая юная дева чрезвычайной красоты влюблена в него до
безумия и немедленно желает удовлетворить свою страсть. Имя красавицы,
разумеется, было названо другое. Кинир с радостью согласился уделить
таинственной деве все свое царственное внимание. Наступила темная ночь,
и Мирра, сопровождаемая кормилицей, пошла в спальню к отцу.
Трижды споткнулась,- судьба призывала обратно. Три раза
Филин могильный давал смертельное знаменье криком.
(Овидий
"Метаморфозы")
Но
это их не остановило, и кормилица привела Мирру к ложу…
Полной выходит она от отца; безбожное семя -
В горькой утробе ее, преступленье зародышем носит.
Грех грядущая ночь умножает, его не покончив.
(Овидий
"Метаморфозы")
Так
продолжается девять ночей, и когда Кинир
… наконец пожелал, после стольких соитий,
Милую он распознать, и при свете внесенном увидел
Сразу и грех свой и дочь, разразился он возгласом муки
(Овидий
"Метаморфозы")
Выхватив
из ножен меч, Кинир хотел убить дочь, но та, скрылась, и «темнота
беспросветная ночи убийство предотвратила». Мирра осталась жива,
а вот ее отец – основатель и правитель Палеопафоса, великий и легендарный
Кинир, в эту ночь, по преданию, покончил с собой.
Убежав из дворца, Мирра скиталась девять лун, покинула Кипр и пришла
в землю Сабейскую. Земля Сабейская – это Аравийский полуостров, бывший
в ту эпоху зоной влияния Финикии. Там она «страхом пред смертью
полна, тоской удрученная жизни» стала просить богов не о смерти,
а о превращении, зная, что ни в царстве живых, ни в царстве мертвых
ей не будет покоя. И боги вняли ее мольбе и превратили ее в дерево мирра.
Согласно легенде, благовонная смола, источаемая корой миррового дерева
– это слезы дочери Кинира. Младенец же, зачатый Миррой от ее отца, появился
на свет, когда расщепилась кора дерева, и «только родиться успел,
красивейшим слыл из младенцев». Назван он был Адонис, что означает
«господь», «владыка», «повелитель».
Афродита взяла Адониса, спрятала его в специальном ларце, и передала
закрытый ларец Персефоне – богине царства мертвых – на сохранение. Персефона,
открыв ларец, и обнаружив в нем прелестного младенца, забрала его в
свой дворец, и там воспитывала. Афродита, узнав об этом, потребовала
у Персефоны, чтобы та отпустила Адониса наверх, но властительница подземного
царства отказалась. Богини обратились для решения спора к Зевсу, но
тот решил не искушать судьбу, и не ввязываться в спор, который заведомо
приведет к вражде, и поручил разрешение этого суда своей дочери, музе
науки и эпической поэзии - Каллиопе. Решение музы было
таким: и за Афродитой, и за Персефоной были признаны равные права, поскольку
одна из богинь способствовала рождению, а вторая – воспитанию юноши.
Каллиопа разделила год на три равные части, одну из которых Адонис проводил
с Афродитой, вторую с Персефоной, а третью – где сам пожелает. К этому
времени Адонис превратился в молодого человека выдающейся красоты. Кроме
того, если судить по будущей всеобщей многовековой значимости культа
Адониса у множества народов Средиземноморья и Малой Азии, Адонис, по-видимому,
обладал каким-то редчайшим сочетанием личных качеств, открывавших для
него возможность стать основателем новой линии великих героев. Особенно,
если учесть, характерную специфику его имени, и то, что имена в древности
были предназначены, прежде всего, для выражения глубинного важнейшего
качества носившего его человека.
Под влиянием этих факторов Афродита использовала свой магический пояс
и, получив власть над Адонисом, добилась того, что он не только отдавал
свою часть года в ее пользу, но, со временем стал отдавать ей и часть
года, принадлежавшую Персефоне.
Афродита была настолько увлечена интимными отношениями с Адонисом, что
…покидает она побережье Киферы.
Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым,
Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом.
На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис
(Овидий
"Метаморфозы")
Афродита охотится с ним в горах и лесах, и как богиня охоты Артемида,
натравливает
собак на зверя, но всегда стремится, чтобы добыча была безопасной для
ее возлюбленного – зайцы, лани, олени…
Она словно предчувствует, что с Адонисом случится что-то ужасное.
И предчувствия ее оправдались. Как-то в отсутствие Афродиты юный сын
Кинира, по своему обыкновению охотился в горах Ливана, и собаки выгнали
прямо на него из логова вепря. Метнув копье, Адонис всего лишь ранил
зверя, и тот, придя в ярость от боли, догоняет юношу, и всаживает
…целиком ему бивни
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!
(Овидий
"Метаморфозы")
В
некоторых вариантах мифов говорится о том, что вепрем обернулся томившийся
ревностью бог войны Арес, которому обиженная Афродитой Персефона рассказала
об отношениях богини любви и юного Адониса.
Афродита, державшая в это время путь на Кипр, повернула назад, почувствовав
неладное, но нашла возлюбленного уже мертвым. Окропив нектаром капли
крови сына Кинира, богиня превратила их в цветы анемоны
Не минуло полного часа,-
А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
(Овидий
"Метаморфозы")
«Анемос»
означает по-гречески ветер, и соответствует русскому названию цветка
- «ветреница». Он цветет недолго, и нежные лепестки его облетают под
порывами ветра, как оборвалась и недолгая жизнь принца. По одной из
легенд Афродита, в память о возлюбленном, посадила на Кипре и первое
дерево граната, цветы которого подобны цветам анемона – столь же недолго
живут, а спелые плоды граната, растрескиваясь, напоминают открытую рану.
Гранатовое дерево было в древности символом смерти, и в то же время
символом воскрешения и обновления.
Душа Адониса опустилась в Тартар – подземный мир, но отчаявшаяся Афродита
обратилась к Зевсу, вымаливая его разрешения на то, чтобы Адонис мог
возвращаться к ней на летние месяцы. Так возник наиболее ранний из известных
нам культов умирающего и воскресающего бога.
Интересно отметить такую малоизвестную деталь: у Афродиты и Адониса
было двое детей. Сын Голг, поселившийся на Кипре, и основавший там город
Голги (сегодня примерно на этом месте находится деревня Асиену). Этот
город был также знаменит своим храмом Афродиты, о чем упоминает Аполлодор
в «Мифологической библиотеке». Вторым ребенком Афродиты и Адониса была
дочь Бероя – основательница сирийской Берои (современный Халеб - Алеппо).
После смерти Адониса главными местами поклонения ему стали Кипр и храмы
Ваала и Астарты в Сирии и Финикии. Время начала мистерий, посвященных
теперь уже богу Адонису – богу умершему и воскресшему – это время, когда
воды сирийской реки Оронт окрашиваются в багровый цвет крови убиенного
Адониса, и распускаются нежные цветы анемоны. И неважно, что в этот
период вода от таяния снегов в горах смывает с почвы красную глину…
Кровавые воды реки каждый год напоминают о наступлении времени мистерий.
В Греции культ Адониса очень долго не приживался, и наиболее ранние
письменные свидетельства об Адониях (так назывались мистерии) относятся
к 6 веку до н.э. Известны обрядовые песни для праздников у поэтесс Сафо
и Праксиллы, упоминаются Адонии также у Феокрита и Лукиана. Описания
эти, хотя и подробные, но, к сожалению, достаточно поздние, когда празднества
эти уже превратились из великих и таинственных мистерий в красивый,
но бессмысленный обряд, справляемый по традиции. Обычно мистерии Адониса
состояли из двух частей – первый день – оплакивание Адониса, сопровождавшееся
самоистязаниями (в некоторых местах вплоть до самооскопления), плачем
и заупокойными жертвами, и второй день – когда Адониса объявляют живым,
и празднуют его воскрешение и возвращение. К этому празднику создавались
так называемые «садики Адониса». В корзиночки и горшочки с землей сеяли
семена укропа, пшеницы, ячменя и других быстро всходящих растений. Их
ставили на солнце и обильно поливали, чтобы ко времени начала мистерий
молодые побеги зазеленели. Но, не имея развитой корневой системы, растения
так же быстро увядали – символизируя скоротечность жизни Адониса, и
с ритуальным плачем выбрасывались в воды моря или реки в день оплакивания.
1
2 3
4 5 6
7