Афродита


После окончания Троянской войны некоторые эллины, возвращаясь в родные места, волею судеб оказывались на Кипре. К берегам острова был прибит штормом и флот одного из предводителей аркадийских воинов, царя Тегеи – Агапенора, сына Анкея и внука Ликурга. Древнегреческий писатель II века Павсаний пишет, что Агапенор : «...предводительствовал ахеянами в походе на Трою. Когда Илион был взят, и когда эллины плыли домой, то поднявшейся бурей Агапенор и корабли аркадян были занесены на Кипр». Агапенор командовал воинами из Аркадии, Феноса, Орхомены, Рипы, Стратии, Эниспы, Тегеи, Мантинеи, Стимфала и Парразии, которые находились на шестидесяти кораблях «доброснастных», полученных от Агамемнона, при походе на Трою.
Агапенор был потомком царя Аркадии Пеласга I, родоначальника древнейших поселенцев на территории Греции – пеласгов, живших там еще до ахейских племен, и возводил свою родословную к Титану Океану и титаниде Тефиде.
Ко времени прибытия Агапенора, на Кипре правил внук Посейдона, сын Бела и Анхинои – Пигмалион. Отец Пигмалиона, около 1200 года до н.э. завоевал Кипр «…разорил и под властью держал, победитель», а затем передал свое правление сыну. Имя Бела было более чем известно в средиземноморье - ему даже поклонялись как верховному божеству во многих религиях, под именем Ваала. Огромная территория, включавшая в себя Ассирию, Вавилонию, Палестину, Финикию с древнейших времен находилась под его единодержавной властью. А сама эпоха правления Ваала в этом регионе вполне сходна по стилю, и укладывается в те же хронологические рамки, что и эпоха правления великих богов додинастического ВаалЕгипта. Для людей того времени Ваал-Бел был совершенно реальным правителем, обладавшим непостижимыми сверхчеловеческими возможностями, оспаривать которые люди были, априори, не в состоянии. Какие бы цари и правители не появлялись в различных районах гигантской империи по воле Ваала, это были всего лишь его покорные слуги и наместники, правившие от его имени. Эпоха Ваала оставила настолько фундаментальный след во всех ближневосточных цивилизациях, что даже само имя Ваала приобрело в позднейшие эпохи общенарицательный бытовой смысл «господин» или «господь». Именно во славу господа, то есть Ваала, нарекались земли и города, многие из которых упомянуты в Библии – Ваал-Цефон, Ваал-Фегор, Ваал-Меон, Ваал-Гад и другие. А религиозная концепция Ваала-Вседержителя – одна из древнейших, известных истории человечества. Культ настолько одиозно знаменитый, что не будет преувеличение утверждать, что на противостоянии с ним построена вся ветхозаветная религиозная доктрина. В зоне влияния этого культа Кипр находился уже с начала эпохи бронзового века, о чем красноречиво свидетельствуют археологические находки, относящиеся к этому времени. Но самым интересным является то, что Кипр был завоеван, и в течении некоторого времени непосредственно управлялся этим самым Ваалом. И лишь много веков спустя его имя станет нарицательным синонимом трансцендентального зла, как выражался, например, автор одного из кумранских свитков: «Ради развращения создал Ты Велиала, ангела вражды. Все его владения находятся во тьме, и цель его – сеять вокруг зло и грех. Все духи, подвластные ему – не что иное, как ангелы разрушения» («Война сынов света против сынов тьмы» ок. 1 века до н.э.)
Сын же Ваала-Бела и Анхинои - Пигмалион мирно правил реорганизованным кипрским государством, где надолго воцарились всеобщее умиротворение и спокойствие. Однако в скором времени сам государь оказался перед сложной моральной дилеммой.
У ворот города Амафунт стоял алтарь Зевсу Гостеприимцу, на котором жрицы города начали приносить в жертву не только телят и овец, но и зашедших в город странников. Афродита, много столетий тому назад избравшая Кипр своим излюбленным островом, была крайне оскорблена таким «несказанным служеньем» с человеческими жертвоприношениями, и вначале решила навсегда покинуть Кипр, где ее к тому же оскорбили эти самые жрицы, заявив, что она вообще не богиня. Однако, трезво поразмыслив, Афродита решила что, вместо того, чтобы лишать себя удовольствия пребывания на Кипре, будет разумнее покарать «безбожное племя», жившее тогда в Амафунте:

«И тогда, говорят, из-за гнева богини,
Первыми стали они торговать красотою телесной.
Стыд потеряли они, и уже их чело не краснело»
(Овидий "Метаморфозы")

2  3  4  5  6  7

Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004