О
происхождении и деяниях Афродиты, и, в частности, о том, как она поселилась
на острове Кипр до нашего времени дошли только мифологические рассказы
и опоэтизированные версии, принадлежащие перу относительно поздних греческих
авторов. Гомер, Овидий, Гесиод, Еврипид и многие другие поэты и драматурги
посвятили немало строк этой златокудрой богине, более прекрасной, «чем
сама красота» и являющейся сегодня олицетворением чарующей прелести
и женственности.
Если обратиться к версии происхождения Афродиты, содержащейся в наиболее
ранних источниках, то необычное рождение богини предстанет в следующем
виде.
В те времена, когда самого Зевса еще не было и в проекте, божественная
пара Уран (ассоциируемый с Небом) и Гея (ассоциируемая с Землей) породили
существ, которые
Были
во всем остальном на богов они прочих похожи,
Но лишь единственный глаз в середине лица находился:
Вот потому-то они и звались "Круглоглазы", "Киклопы"
(Гесиод
«Теогония»)
Киклопы восстали на своего отца Урана, и он низверг их в мрачный подземный
мир, называемый Тартар. Матери-Геи такой поворот событий не понравился
и, когда у нее родились семь титанов, она убедила их свергнуть отца
в отмщение за киклопов. Бунт против Урана возглавил младший из сыновей
– Крон, чье имя греки стали позднее толковать как Хронос («Время») –
символ постоянного и неумолимого движения всего сущего к смерти, хтоническому
жнецу, неутомимо срезающему своим серпом колосья всяческой жизни. Обсидиановые
и кремниевые серпы, известные еще с эпохи неолита, археологи находят
в культурных слоях намного более поздних эпох, когда для утилитарных
нужд сельского хозяйства уже длительное время применялись бронзовые
и железные орудия труда. Учитывая сложность изготовления острых каменных
серпов, видимо следует признать, что правильной является догадка историков,
полагающих, что единственным разумным мотивом изготовления таких сложных
и трудоемких изделий, могла быть только культовая необходимость в них.
Итак, вооружившись серпом, титаны, под предводительством Крона, дождались
момента, когда
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
(Гесиод "Теогония")
Далее автор повествует, что именно из пены, образовавшейся вокруг отсеченных
гениталий Урана, произошла прекрасная богиня:
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
(Гесиод "Теогония")
Из крови Урана, упавшей на Землю-Гею появились на свет гиганты и устрашающие
змееволосые эринии, мстящие отцеубийцам и клятвопреступникам.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что Афродита, рожденная
таким странным способом, напоминающим, по сути, современное клонирование,
приходилась сестрой эриниям и гигантам, а также и тетей Зевсу, который
был рожден от Крона, брата Афродиты, несколько позже. Исследователи
мифов считают, что Афродита была одной их первичных хтонических (1)
сил и «обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир
любви». В качестве хтонической силы Афродита известна в древности как
богиня «смерти-в-жизни», и в этом
качестве у нее было много эпитетов, теперь уже малоизвестных, таких
как «Меланида» («Черная», «Мрачная»), «Скотия» («Темная», «Мрачная»),
«Андрофонос» («Губительная» или «Смертоностная»), «Эпитимбия» («Погребальная»,
«Могильная»). Павсаний писал, что эпиклеса «Меланида» была дана Афродите
потому, что люди «соединяются в темноте». Возможно, обычаи
брачного союза и смерти были в древности двумя частями единого целого
обряда, о чем свидетельствует общность многих ритуальных деталей.
Итак, родившись из пены в морских волнах, Афродита вначале посетила
остров Кифера, находящийся у берегов Пелопоннеса в Эгейском море, где
был затем сооружен один из старейших храмов богини, называемой там «Кифереей».
После Афродита на большой раковине прибыла на Кипр. По традиции считается,
что богиня вышла из своего кораблика-раковины на берег возле большого
камня недалеко от Палеопафоса (сегодня там расположена деревня Куклия).
Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
(Гесиод "Теогония")
В память о том, что Афродита была рождена в море и путешествовала от
острова к острову в раковине, ее почитали во многих местах как морскую
богиню, спутницу и помощницу в плавании, называли «Анадиомена» «вышедшая
из глубин (моря)», «поднявшаяся на поверхность (моря)», «Эвплойя» («дающая
благополучное плавание»), и изображали с соответствующими атрибутами
– раковинами, анемонами, а морские ежи, каракатицы и дельфины считались
священными животными морского образа богини.
В оккультной традиции существует определенная «система соответствий»
- каждая сила, управляющая теми или иными явлениями, имеет свои признаки
и символы. Так, символ плодовитости – заяц - является священным животным
Афродиты; воробей, голубь, лебедь и ласточка – священными птицами, а
растительными атрибутами богини любви считаются, роза, мак, яблоко и
мирт - дерево, символизирующее чувственную любовь. Поэтому Афродита
имеет также прозвище «Миртия». Миртовыми венками увенчивали себя участники
ежегодных апрельских празднеств в честь Афродиты, а также женихи и невесты
в день свадьбы. И в то же время мирт был символом посмертной жизни,
так как Афродита, как уже говорилось выше, являла собой образ богини
«смерти-в-жизни». Там, где в подземном царстве блуждают тени тех, кого
невыносимая любовная страсть заставляла раньше времени покончить с жизнью
на земле, растут аллеи пахучего мирта, описываемые Вергилием:
…где
раздаются громкие вздохи влюбленных,
Которых неумолимая стрела Амура
Насильно превратила в блуждающие тени.
Здесь бродят они по таинственно скрытым тропам,
Поросшим густым миртовым лесом…
Символическим
цветом богини считается зеленый цвет – цвет неувядающей природы, металл
– медь – добываемый в древности на острове Афродиты – Кипре, и число
семь.
Культ Афродиты был распространен по всему средиземноморью, а храмы,
посвященные ей возводились в греческих областях - Коринфе, Беотии, Ахайе,
Спарте; в малоазийских Эфесе и Абидосе, в Сирии, на островах Кифера,
Сицилия… Многие исследователи считают, что в Финикии Афродите поклонялись
под именем Астарты, в Ассирии и Вавилоне под именем Иштар, а в Египте
под именем Исида. Сегодня сложно сказать, так ли это, но можно отметить
как факт то, что Астарта, Исида и Иштар были покровительницами любви
и плодородия и, так же как и Афродита, олицетворялись планетой, известной
сегодня под названием Венера.
Считается, что в более позднее время совместно существовали как бы два
культа богини – культ Афродиты Урании и культ Афродиты Пандемос. Эпитет
Пандемос, означающий «Всенародная» первоначально отображал всеобщий
характер поклонения Афродите. Но впоследствии философы, и в частности
Платон, в русле общей интеллектуальной деградации той эпохи, предпочли
толковать этот эпитет как «пошлая», «доступная» и «низменная», а затем
и вовсе низвели богиню в покровительницы гетер, дав ей эпитет «Гетерия»,
а в Коринфе и в Эфесе Афродита, как покровительница грубой и разнузданной
страсти имела эпитет «Порн». В общем, их можно понять – цинизм и пошлость
были, пожалуй, единственным методом поддержать репутацию философа в
глазах толпы того времени.
Афродиту Пандемос стали противопоставлять Афродите Урании, то есть «Небесной»
и «Возвышенной». Хотя, скорее всего, Уранией Афродита была названа как
дочь Урана (Неба), так же, как Зевс, сын Крона, назывался Кронидом.
Если посмотреть на всевозможные предания и мифы о том, как Афродита
возжигала чувственные желания у людей и богов, сама имела много возлюбленных
среди бессметных богов и смертных людей, и влияла на всех, с кем хоть
как-либо соприкасалась, чрезвычайно возбуждающе с точки зрения эзотерической
мысли, то мы обнаружим довольно неожиданную трактовку всех этих наивных,
и даже забавных на первый взгляд, легенд. Прежде всего, отметим, что
при всем огромном разнообразии эзотерических школ, все они имеют ряд
фундаментальных постулатов: во-первых, всевозможные сверхъестественные,
и даже божественные способности живых существ сводятся всего лишь к
наличию у них определенного количества некоей трансцендентальной первичной
энергии. Чем больше этой энергии – тем могущественнее и божественнее
становится существо. Во вторых – энергия размножения, или, так называемая
«сексуальная энергия» - это самый первичный и самый мощный доступный
человеку аспект изначальной энергии. Она может быть, в теории, бесконечно
увеличена и направлена на совершение всевозможных магических или божественных
действий. Однако интересная особенность состоит в том, что человек,
обладающий необычно огромным запасом такой энергии, независимо от собственных
желаний, будет всегда действовать на окружающих его людей с более низким
энергетическим уровнем сексуально возбуждающе и даже, можно сказать,
эротически одурманивающе.
Возможно, именно эта эзотерическая трактовка больше всего приближается
к объяснению того факта, что с именами древних богов, вне зависимости
от культурных, исторических, географических различий, всегда связывалось
какое-то чрезмерное «половое буйство». Поклонявшиеся им народы практически
всегда в составе своих ритуалов имели оргиастические компоненты, элементы
фаллических культов, всевозможные обряды, связанные с рождением, возрождением,
плодородием и прочее. Хотя, если внимательно и беспристрастно вчитаться
в предания, описывающие деяния, поведение, взгляды и устремления самих
богов, то довольно быстро сложится впечатление, что, собственно, «сексуальные
радости жизни» были, если и не чужды им совсем, то, в лучшем случае,
составляли очень малозначимую часть их жизненных интересов. Гораздо
больше древних богов интересовал глобальный контроль над всем, что их
окружало, абстрактные концепции и идеи, особое искусство сосуществования,
выживания и соперничества с себе подобными… И, пожалуй, богиня известная
нам под именем Афродита, наиболее полно иллюстрирует эту точку зрения.
Все ее «похождения», любовные интриги и сладострастные приключения,
если присмотреться более внимательно, имеют прагматичную мотивацию –
практически всегда они либо связаны с укреплением личной власти и положения
среди других богов, либо с формированием новых геополитических конгломератов,
которые будут вершить историю человечества на протяжении тысячелетий.
Особенно обращает на себя внимание полное безразличие к тому, как будут
восприняты ее действия простыми смертными – будут ли они ей поклоняться,
ощущать буйство страсти, или слагать о ее похождениях мифы и легенды
– истинные мотивы ее действий так и останутся, скорее всего, не понятыми.
Как и все древние боги, Афродита никогда не снисходила до объяснений
или доктринальных идей, приспособленных для восприятия теми народами,
которые ей поклонялись. Для простых смертных всегда было достаточно
ими самими сочиненных вульгарных полу-мифологических историй, надежно
скрывающих холодное безразличие вечности в глазах древней богини.
(1)
Хтонические существа связаны как с производительной силой земли и брачной
символикой, так и с умерщвляющей силой преисподней.
1
2 3
4 5 6
7