|
К северу от гимнасия находится бассейн (обычно бассейны того времени делались
небольших размеров, потому что римляне более любили просто погружаться
в воду, чем плавать), украшенный некогда по периметру прекрасными, а теперь
безголовыми мраморными статуями. Эти статуи описывает в своем путеводителе
Уильям Дрэгхорн в середине 20 века. Некоторые исследователи полагают,
что статуи лишились своих голов в эпоху христианства, нетерпимого к «языческим»
идеям и идолам. Иные считают, что в период Ренессанса, когда интерес к
античному прошлому возродил забытую культуру древней Греции и Рима, многие
богатые и респектабельные люди считали необходимым иметь у себя в коллекциях
мраморные антики, украшая ими залы и сады своих особняков. А поскольку
древние руины Саламина в то время были интересны лишь как объект для строительного
материала, то отбить у скульптуры голову и унести ее с собой не составляло
никакого труда. Но вероятнее всего то, что мраморные ацефалы – работа
и тех и других.
Недалеко от гимнасия находится так называемая «Большая зала». Это целый
комплекс зданий, в которых можно заблудится в лабиринте коридоров, комнат
и портиков. Этот комплекс, возведенный в римскую эпоху, перестраивался
неоднократно в более позднее время, и некоторые архитектурные детали его
– мраморные колонны и каменные арки – стали частью других построек, приспособленных
под иные социальные нужды. И сегодня можно еще увидеть места, где были
расположены специальное топочное отделение – префурний,
подпольное помещение – гипокауст - откуда горячий воздух поступал по терракотовым
трубам, проложенным под полами для обогрева комнат и терм. Надо отметить,
что римская система центрального отопления зданий практически не уступает
современной, с поправкой на технологии.
Римляне любили хорошо обустроенный быт, и во время сырых кипрских зим
их комнаты были теплыми и уютными, что весьма проблематично на Кипре даже
сегодня.
Римские термы (бани), примыкающие к восточной стороне колоннады гимнасия,
также имели отопительную систему и, конечно, водопровод и канализационную
систему. Для подачи воды в город был построен акведук.
В нескольких минутах ходьбы к югу от гимнасия находится наиболее внушительное
сооружение древнего Саламина – театр. В 1959 году Департамент древностей
Кипра принял решение о его восстановлении с целью использования для концертов
и театральных постановок.
Театр Саламина – один из самых больших не только на Кипре, но и во всем
Средиземноморье - 50 рядов, вмещали 15 тысяч зрителей. В центре располагалось
специальное место для знатных особ.
Интересно то, что саламинский театр построен на ровном месте, в долине,
и имеет массивную заднюю стену, высотой более 20 метров; тогда как обычно
театры строились возле холмов, склоны которых поддерживали концентрические
дуги повышавшихся зрительских рядов. В остальном сооружение сохраняло
классические традиции древнегреческой архитектуры. Центральный полукруг
театра -орхестра – имеет диаметр 27 метров, и обрамлен полукруглыми ярусами
рядов для зрителей. Напротив рядов располагалась продолговатая площадка,
ограниченная сзади скеной (дословно театральный костюм, наряд) зданием,
в котором переодевались актеры. Скена имела в передней стене выходы на
сценическую площадку. С боков были еще пристройки, называемые параскении
также служившие артистическими уборными. От низкого и широкого барьера,
отделявшего орхестру от зрительских мест, лучами поднимались вверх лестницы–сиденья,
называемые театрон.
Некогда промежуток между орхестрой и скеной украшали большие мраморные
статуи римских сановников, но сегодня мы можем увидеть лишь некоторые
из них в различных музеях мира.
Важным элементом древних театров был жертвенник богу Дионису (римский
Вакх), находившийся, обычно, в середине орхестры. На нем приносились жертвы
Дионису перед началом представления. По традиции считается, что именно
Дионис был основателем театральных представлений в древнем мире. Фридрих
Ницше в «Рождении трагедии» написал великолепные слова об архитектуре
и магическом смысле театральных мистерий: «Форма греческого театра напоминает
уединённую горную долину: архитектура сцены представляется картиной пронизанных
светом облаков, созерцаемой с высоты носящимися по горам вакхантами; в
этой дивной обстановке встаёт перед ними образ Диониса».
1
2 3 4
5 иллюстрации
и фото
|
|