К северу от гимнасия находится бассейн (обычно бассейны того времени делались небольших размеров, потому что римляне более любили просто погружаться в воду, чем плавать), украшенный некогда по периметру прекрасными, а теперь безголовыми мраморными статуями. Эти статуи описывает в своем путеводителе Уильям Дрэгхорн в середине 20 века. Некоторые исследователи полагают, что статуи лишились своих голов в эпоху христианства, нетерпимого к «языческим» идеям и идолам. Иные считают, что в период Ренессанса, когда интерес к античному прошлому возродил забытую культуру древней Греции и Рима, многие богатые и респектабельные люди считали необходимым иметь у себя в коллекциях мраморные антики, украшая ими залы и сады своих особняков. А поскольку древние руины Саламина в то время были интересны лишь как объект для строительного материала, то отбить у скульптуры голову и унести ее с собой не составляло никакого труда. Но вероятнее всего то, что мраморные ацефалы – работа и тех и других.
Недалеко от гимнасия находится так называемая «Большая зала». Это целый комплекс зданий, в которых можно заблудится в лабиринте коридоров, комнат и портиков. Этот комплекс, возведенный в римскую эпоху, перестраивался неоднократно в более позднее время, и некоторые архитектурные детали его – мраморные колонны и каменные арки – стали частью других построек, приспособленных под иные социальные нужды. И сегодня можно еще увидеть места, где были расположены специальное топочное отделение – префурний,
подпольное помещение – гипокауст - откуда горячий воздух поступал по терракотовым трубам, проложенным под полами для обогрева комнат и терм. Надо отметить, что римская система центрального отопления зданий практически не уступает современной, с поправкой на технологии.
Римляне любили хорошо обустроенный быт, и во время сырых кипрских зим их комнаты были теплыми и уютными, что весьма проблематично на Кипре даже сегодня.
Римские термы (бани), примыкающие к восточной стороне колоннады гимнасия, также имели отопительную систему и, конечно, водопровод и канализационную систему. Для подачи воды в город был построен акведук.
В нескольких минутах ходьбы к югу от гимнасия находится наиболее внушительное сооружение древнего Саламина – театр. В 1959 году Департамент древностей Кипра принял решение о его восстановлении с целью использования для концертов и театральных постановок.
Театр Саламина – один из самых больших не только на Кипре, но и во всем Средиземноморье - 50 рядов, вмещали 15 тысяч зрителей. В центре располагалось специальное место для знатных особ.
Интересно то, что саламинский театр построен на ровном месте, в долине, и имеет массивную заднюю стену, высотой более 20 метров; тогда как обычно театры строились возле холмов, склоны которых поддерживали концентрические дуги повышавшихся зрительских рядов. В остальном сооружение сохраняло классические традиции древнегреческой архитектуры. Центральный полукруг театра -орхестра – имеет диаметр 27 метров, и обрамлен полукруглыми ярусами рядов для зрителей. Напротив рядов располагалась продолговатая площадка, ограниченная сзади скеной (дословно театральный костюм, наряд) зданием, в котором переодевались актеры. Скена имела в передней стене выходы на сценическую площадку. С боков были еще пристройки, называемые параскении также служившие артистическими уборными. От низкого и широкого барьера, отделявшего орхестру от зрительских мест, лучами поднимались вверх лестницы–сиденья, называемые театрон.
Некогда промежуток между орхестрой и скеной украшали большие мраморные статуи римских сановников, но сегодня мы можем увидеть лишь некоторые из них в различных музеях мира.
Важным элементом древних театров был жертвенник богу Дионису (римский Вакх), находившийся, обычно, в середине орхестры. На нем приносились жертвы Дионису перед началом представления. По традиции считается, что именно Дионис был основателем театральных представлений в древнем мире. Фридрих Ницше в «Рождении трагедии» написал великолепные слова об архитектуре и магическом смысле театральных мистерий: «Форма греческого театра напоминает уединённую горную долину: архитектура сцены представляется картиной пронизанных светом облаков, созерцаемой с высоты носящимися по горам вакхантами; в этой дивной обстановке встаёт перед ними образ Диониса».

1  2  3  4  5  иллюстрации и фото

 
Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004 
   
Сайт управляется системой uCoz