С 1300 года до н.э. начинается эпоха набегов «народов моря» - воинственных
племен, почти двести лет беспощадно разорявших государства Средиземноморья.
Не избежал этой участи и Кипр. Один из таких набегов положил конец истории
богатого и процветающего поселения поздней бронзы – Энкоми. Жители стали
покидать эти места, а последовавшее через сотню лет сильное землетрясение
довершило гибель города – Энкоми опустел.
В это же время в нескольких километрах от берега Геллеспонта (пролив
Дарданеллы) достигла высшей точки своего могущества древняя Троя. В
эту эпоху Троя была уже важнейшим культурным и экономическим центром
всей средиземноморской цивилизации, через нее проходили торговые морские
пути, а военная мощь троянских правителей намного превосходила боевые
возможности любого отдельно взятого соседнего государства. Все эти факторы
вместе взятые, однозначно предопределили исторический выбор – окружавшие
Трою более слабые и дикие народы объединились, чтобы хоть как-то уравновесить
слишком уж возросшее могущество этого государства. Глобальная война
в этой ситуации сделалась неизбежной; повод нашелся довольно скоро,
и в итоге коалиция средиземноморских народов, с ахейцами в качестве
наиболее активного элемента, начала войну с Троей. Но победить оказалось
не простой задачей. У Трои были многочисленные союзники (Ликия, Миссия
и другие), а сам город был прекрасно укреплен, имел мощную армию, уникальные
по тем временам циклопические каменные фортификационные сооружения,
и взять его штурмом было очень не просто. Не удивительно, что война
приняла затяжной характер, продолжалась более девяти лет, окончившись,
все же гибелью и разорением великого города.
Для многих греков-ахейцев окончание военного похода ознаменовало новый,
и часто неожиданный для них самих поворот судьбы. Например, флот Агапенора,
одного из основателей города Пафос, был прибит штормом к берегам Кипра,
на котором воин и остался до конца своих дней; а у некоторых других
судьба сложилась даже более драматично - едва прибыв в родные места,
они должны были покинуть их уже как изгнанники, и отправиться на поиски
новой родины. Одним из таких изгнанников стал Тевкр, основавший на восточном
берегу Кипра, недалеко от покинутого навсегда Энкоми новый город.
Родился Тевкр на одном из живописных островов, расположенных в заливе
Сароникос Эгейского моря, и называемом Саламин. Его отец – Теламон,
уроженец острова Эгина, был, по преданиям, одним из участников похода
аргонавтов, сподвижником и другом Геракла. Обвиненный в убийстве единокровного
брата, изгнанный своим отцом Эаком с родного острова Эгина, Теламон
и его единокровные сыновья - Аякс и Тевкр, после скитаний, прибыли на
остров Саламин, где и обосновались со своим кланом.
Когда оскорбленный Парисом Менелай, вместе со своим братом Агамемноном
стали собирать войска в поход против Трои, оба сына Теламона – Аякс
и Тевкр присоединились к ним, и провели в ахейском лагере под стенами
Трои все годы осады.
Интересно отметить, что Тевкр по крови наполовину принадлежал к царственной
династии Трои. Его мать – Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта,
стала женой Теламона благодаря необычному повороту судьбы. Царь Лаомедонт,
задумав укрепить Трою,
и возвести новые крепостные мощные стены, обратился за помощью к Посейдону.
Однако после окончания строительства Лаомедонт не слишком торопился
рассчитаться со своим патроном, а затем и вовсе отказался от положенной
оплаты. Рассвирепевший Посейдон наслал на город морское чудовище, бесчинствовавшее
в окрестностях и пожиравшее жителей. Для того чтобы избавиться от чудища
требовалась жертва – дочь Лаомедонта – Гесиона. Обреченную красавицу
приковали к скале, но Геракл освободил ее, однако благодарности от царя
не дождался. И, разорив за это Трою, пленил Гесиону, а затем отдал ее
своему сподвижнику Теламону. Гесиона сопровождала его на остров Саламин,
где и родила Тевкра. Свое имя Тевкр получил тоже не случайно – это было
родовое имя троянских царей, поскольку основателем Трои был тоже Тевкр,
и троянцев часто называли тевкридами.
Тевкр и Аякс были очень дружны, и, сражаясь под стенами Трои, выработали
свою тактику боя. Аякс прикрывал брата своим «семикожным щитом», а тот
выпускал из лука стрелы, разящие насмерть троянских воинов. Сегодня
имя Тевкра стало нарицательным, как имя самого меткого стрелка из лука,
поразившего своими стрелами более тридцати троянских героев. Его подвиги
высоко оценил предводитель ахейцев – Агамемнон:
Тевкра увидев, восхитился духом Атрид Агамемнон,
Как он из крепкого лука троян истребляет фаланги;
Быстро приблизился, стал и к нему, восхищенный, воскликнул:
«Тевкр, удалая глава! предводитель мужей, Теламонид!
Так поражай и успеешь, и светом ахейцам ты будешь
и пообещал Агамемнон, что после разорения Трои наградит Тевкра
первым из всех:
Первому после меня тебе вручу я награду:
Или треножник сияющий, или коней с колесницей,
Или младую жену, да с тобою восходит на ложе
Имея такие великие заслуги, Тевкр мог бы стать одним из величайших ахейских
героев, но судьба не была к нему благосклонна. После гибели Ахилла,
его мать Фетида, решила вручить золотые доспехи сына, выкованные Гефестом,
самому отважному греку. На эти доспехи могли претендовать только два
воина, защищавшие тело Ахилла – Одиссей, и брат Тевкра - Аякс. Агамемнон
решил спор в пользу Одиссея, и оскорбленный Аякс задумал в качестве
мести за обиду перебить весь клан Агамемнона в эту же ночь. Но Афина
помутила его рассудок, и герой перебил вместо греков стадо овец и коров.
А затем, выбрав двух белоногих баранов, он отрубил им голову и язык,
приняв их за Агамемнона и Менелая. Когда разум Аякса прояснился, он
не вынеся унижения и позора от своей битвы с овцами и коровами, покончил
с собой, бросившись на меч. Тевкр в это время был в Миссии, и вернувшись
оттуда, чудом избежал смерти от рук греков, возмущенных «деянием» Аякса.
Тевкр отправился на поиски брата, и нашел его лежащим в луже крови.
Тевкром овладел страх. Как он теперь вернется на Саламин, что скажет
отцу? Хуже всего было то, что со смертью Аякса Менелай не только не
успокоился, но решил еще и показательно надругаться над останками героя
– он запретил хоронить тело Аякса, и приказал оставить его на растерзание
стервятникам. Тевкр пришел в такую ярость, что Агамемнон довольно быстро
почел за лучшее согласиться с его требованием совершить погребальный
обряд над Аяксом. В итоге Агамемнон позволил похоронить Аякса на мысе
Ретей, запретив все же почетный ритуал сожжения тела на погребальном
костре, ссылаясь на то, что погибший не пал на поле боя, а был самоубийцей.
После падения Трои Тевкр возвращается на свой родной остров – Саламин.
Но отец его –Теламон –запрещает ему даже сойти на берег, обвиняя в том,
что он должным образом не позаботился о брате в нужный момент и даже
не привез его останки на родную землю. И Тевкр униженно объясняется
и оправдывается, находясь на корабле, тогда как судьи слушают его, стоя
на берегу. Как удивительно замкнулось кольцо судьбы. Некогда и сам Теламон,
обвиненный в причастности к смерти брата, был изгнан своим отцом Эаком
с родного острова. И теперь он сам навсегда изгоняет своего сына Тевкра,
по подобному же обвинению.
Так и не ступив на землю Саламина, Тевкр отплыл от острова, и после
долгих скитаний прибыл на Кипр, где в это время властвовали сидонский
царь Бел и сын его Пигмалион. Бел принял Тевкра настолько благосклонно,
что даже разрешил ему основать свой собственный город, править в нем,
и передавать власть по наследству. Так, на берегу лазурного морского
залива отстраивается новый город, названный Тевкром в память о покинутом
родном острове – Саламин. Место для нового Саламина было выбрано вблизи
древнего, к тому времени уже окончательно покинутого и разрушенного
Энкоми, и уже при жизни Тевкра его город стал одним из наиболее значительных
городов-государств Кипра, соперничающим по своему влиянию с тогдашней
столицей, известной будущим поколениям под названием Пафос.
Примечания:
«Народы
моря» - утвердившееся в исторической науке собирательное название группы
индоевропейских племен (этрусков, пеласгов, ахейцев, жителей островов
Сицилии и Сардинии), совершавших пиратские набеги на государства Средиземноморского
бассейна в 13-12 вв. до н. э.) Считается, что миграционный процесс этих
племен привел, в частности, к падению Хеттского государства и к Троянской
войне.
Датировка
Троянской войны различна в античной традиции. Геродот относил ее к 1280-1270
гг. д. н. э., а Эрастофен – к 1193 – 1184 гг.
Согласно преданиям, поводом для Троянской войны послужило похищение
троянским принцем Парисом жены спартанского царя Менелая – Елены, считавшейся
самой красивой женщиной Ойкумены.
Бел – сын Посейдона и нимфы Ливии, отец Даная (родоначальника данайцев)
и Египта (первого легендарного царя страны Египет), дядя Европы, дед
Андромеды. По одной из мифологических версий Бел был отцом Пигмалиона,
царя Кипра.
1
2 3
4 5
иллюстрации и фото