В
современных европейских языках слово «эгида» обозначает понятия
«защита», «покровительство».
В древнегреческих мифах мы встречаемся с этим словом, когда читаем об
Афине Воительнице, чьим непременным атрибутом была эгида. Один из эпитетов
Зевса – «Эгидодержавный» - говорит о том, что он тоже был обладателем
«наводящей ужас» эгиды, которую не в силах одолеть даже молния.
Эгида представляет собой круглый щит из выделанной козьей шкуры, натянутой
на раму. Само же название «эгида» уходит корнями в далекие века
и приводит нас в древнюю страну Ливия, раскинувшуюся на Африканском материке
к западу от Египта, откуда это слово и попало в Элладу.
Эгидой в Ливии называлась украшенные бахромой передники из выделанной
козьей шкуры. Они были обычным элементом костюма ливийских девушек и надевались
поверх одежды. В Ливии эгида считалась символом целомудрия, и есть указания
на то, что если мужчина снимал без согласия владелицы ее эгиду (передник
из козьей шкуры), то ему за это грозила смерть.
Геродот пишет, что: «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины
заимствовали у этих ливиянок... Даже и само название указывает на то,
что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки
носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные
мареной. Из этого-то слова «эга» эллины и взяли [название] эгиды».
«Эга» в дословном переводе с древнегреческого означает «коза».
Согласно мифам эгида Афины была сделана из шкуры убитого ею крылатого
козлоподобного гиганта Палланта, а «бахромистый эгид» Зевса -
из шкуры вскормившей его козы Амалфеи.
Щиты Афины и Зевса, называемые «эгида» были сделаны именно из
козьей шкуры, тогда как обычный щит назывался «аспис» или «аспида».
Слова эти имеют также значение «змея». С этим связан интересный
факт: эгиду Афины Воительницы украшала голова Горгоны Медузы, взгляд которой
превращал человека в камень, а вместо волос у нее на голове были живые
змеи. И, основываясь на информации из античных первоисточников, можно
предположить, что слово «аспис» стало обозначать «щит»
после того, как Афина прикрепила к своей «эгиде» голову Медузы
и, таким образом первая дала повод к тому, чтобы на щиты стали прикреплять
амулеты и наносить защитные изображения, в том числе и изображения змей.
Эгидой также назывались и шейные украшения, напоминающие большой воротник,
которым приписывались защитные функции.
Таким образом, слово «эгида», изначально обозначавшее передник
из козьей шкуры, в дальнейшем стало символизировать понятия целомудрия,
воинской доблести и покровительства.
|
|