Заказ и доставка цветов и букетов на дом.
|
||
РОЖДЕНИЕ АФИНЫ По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры [1]. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон [2]. 1
Аполлоний Родосский IV,1310-1314. ************************************************************************** Некоторые
эллины говорят, что отцом Афины был Паллант — крылатый козлоподобный гигант,
который позднее хотел совершить над ней насилие. Его имя она добавила
к своему после того, как содрала с него кожу, чтобы сделать себе эгиду,
и приставила его крылья к своим плечам [1] (если, конечно, эгида не была
сделана из кожи, содранной Афиной с Горгоны Медузы после того, как Персей
отрубил ей голову [2]). *************************************************************************** Посейдон
жаждал овладеть земными царствами и однажды объявил о своей власти над
Аттикой, ударив трезубцем по афинскому акрополю. В том месте, где трезубец
коснулся земли, тут же забил родник, из которого потекла морская вода.
Этот источник еще и сейчас можно видеть. Позднее, в царствование Кекропа,
о своем владении Аттикой более спокойно объявила Афина — она посадила
первую маслину около этого источника. Разгневанный Посейдон вызвал ее
на поединок. Афина уже готова была принять вызов, но вставший между ними
Зевс потребовал, чтобы спор был решен мирным путем. Спорящим ничего не
оставалось делать, кроме как предстать перед судом верховных божеств,
которые вызвали Кекропа для дачи показаний. Зевс не стал вмешиваться в
этот спор, но все боги поддержали Посейдона, а все богини - Афину. Таким
образом большинством в один голос Афина получила право на владение Аттакой
как принесшая ей лучший дар. *************************************************************************** Культурные оливы первоначально ввозились из Ливии, что подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине, однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям. Оливу Афины показывали даже во II в. н.э. Затопление Фриасийской долины, скорее всего, было событием историческим, однако датировать его невозможно. Не исключено, что в начале XIV в. до н.э., с которым метеорологи соотносят максимум осадков, реки в Аркадии никогда не пересыхали и их последующее обмеление объяснялось местью Посейдона. Хорошо известно, что до прихода эллинов в Коринфе существовал культ солнца (Павсаний II.4.7 - см. 67.2). ************************************************************************** Изобретение гадательной кости, изготовленной из бабки, приписывалось Афине (Зенобий. Пословицы V.75). ************************************************************************** После
этого Аполлон убил спутника богини Кибелы Марсия. Вот как это случилось.
Однажды Афина сделала из костей оленя двойную флейту - авлос и решила
на пиру богов сыграть на ней. Сначала она не могла понять, почему Гера
и Афродита беззвучно смеются, прикрыв лица руками, в то время как другим
богам ее музыка как будто нравится. В одиночестве она отправилась во фригийский
лес, села над ручьем, достала флейту и стала играть, наблюдая за своим
отражением в воде. Тут-то ей сразу стало понятно, как смешно она выглядела
с напрягшимся лицом и с безобразно раздутыми щеками. Она отбросила флейту
прочь, наложив проклятье на каждого, кто осмелится поднять ее. ************************************************************************** ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ АФИНЫ Афина
изобрела флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов,
уздечки для лошадей, колесницу и корабль. Она первой стала обучать искусству
счета и всем женским рукоделиям, включая кулинарное искусство, ткачество
и прядение. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости
в битвах, подобно Аресу или Эриде, а предпочитала решать споры и утверждать
закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась
в нем, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге
во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала
свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Однако, вступив в бой, она
никогда не оказывалась побежденной даже в сражении с самим Аресом, превосходя
его в тактике и стратегии. Поэтому мудрые предводители всегда обращались
к ней за советом [1]. d.
Кекроп, сын Геи-земли, как и Эрихтоний, которого некоторые называют его
отцом, был получеловеком-полузмеем. Он первым из царей признал патернализм.
Он женился на дочери Актея, древнейшего царя Аттики, утвердив моногамию.
Разделил Аттику на двенадцать частей, построил храмы в Афинах, заменил
кровавые жертвоприношения пресными ячменными лепешками [3]. Его жену звали
Агравла, а трех его дочерей — Аглавра, Герса и Пандроса. Жили они в трехкомнатном
доме на Акрополе. Однажды вечером, когда девушки возвращались с праздника,
неся на голове священные ларцы Афины, Гермес подкупил Аглавру с тем, чтобы
она позволила ему увидеться с Герсой, самой младшей из сестер, в которую
он без ума влюбился. Аглавра взяла золото Гермеса, однако отрабатывать
его не собиралась, потому что Афина разожгла в ней зависть к судьбе Герсы.
Разозлившийся Гермес пришел к ним домой, превратил Аглавру в камень и
удовлетворил свою страсть к Герсе. После того как Герса родила Гермесу
двух сыновей — Кефала, ставшего возлюбленным Эос, и Керика, первого глашатая
Элевсинских мистерий, — она с Пандросой и их матерью Агравлой, горя от
любопытства, заглянули в ларец, который раньше носила Аглавра. Увидев
ребенка, у которого вместо ног были змеиные хвосты, они завизжали от ужаса
и во главе с Аглаврой бросились вниз с Акрополя [4]. 1
Цец. Схолии к Ликофрону 520; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергалия IV.
402; ************************************************************************** Однажды ночью Медуза возлегла с Посейдоном, и Афина, рассерженная тем, что встреча их происходила в одном из ее храмов, превратила Медузу в крылатое чудовище с горящими глазами, огромными зубами, высовывающимся языком, ужасными когтями и змеями вместо волос. Одного ее взгляда было достаточно, чтобы человек превратился в камень. Когда, наконец, Персей обезглавил Медузу и из ее мертвого тела появились дети Посейдона Хрисаор и Пегас, Афина прикрепила отрубленную голову к своей эгиде; некоторые, правда, утверждают, что эгида была сделана из кожи Медузы, содранной самой Афиной [2]. ************************************************************************** Когда Кадм отслужил восемь лет рабом у Ареса в искупление за убийство Касталийского дракона, Афина вручила ему во владение Беотию. ************************************************************************** Другие говорят, что нимфа по имени Мирмекс, узнав, что ее подруга Афина изобрела соху, стала хвастаться, будто это ее изобретение, за что и была превращена в муравья ************************************************************************** О Медузе Горгоне говорят, что она была прекрасной дочерью Форка, который обидел Афину и повел в бой ливийцев с озера Тритон. Пришедший с армией из Аргоса Персей с помощью Афины умертвил Медузу. ************************************************************************** когда Троя пала и афинский флот вернулся, Филлида зачастила на берег моря в надежде увидеть корабль своего возлюбленного. Однако из-за течи в днище выход корабля задержался. Девять раз Филлида приходила на берег моря - и все напрасно. С горя она умерла в местечке под названием Эннеодос. Афина превратила ее в миндальное дерево, а прибывшему на следующий день Афаманту пришлось обнимать только шершавый ствол. В ответ на его ласку на ветвях распустились не листья, а цветы. Вот почему у миндального дерева такая особенность. Каждый год афиняне в честь Филлиды и Афаманта устраивают пляски [1].1 Лукиан. О пляске 40; Гигин. Мифы 59; Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия V. 10. ************************************************************************** Дедал был прекрасным кузнецом, причем этому искусству его обучила сама Афина [1].1 Аполлодор III.15.8; Плутарх. Тесей 19; Ферекид. Цит. по: Схолии к «Эдипу в Колоне» Софокла 472; Гигин. Мифы 39. ************************************************************************** Гагара была священной птицей Афины как защитницы кораблей, и поскольку утес Афины возвышался над морем, это могла быть одна из скал, с которой жрица Афины сбрасывала крылатого фармака ************************************************************************** Как и Эсхил, Еврипид пропагандировал совершенно определенную религиозную доктрину: оправдание Ореста есть свидетельство окончательного триумфа патриархата, причем суд происходит в Афинах, где Афина — бывшая ливийская богиня Нейт или палестинская Аната, считавшаяся верховным матриархом, а теперь повторно рожденная из головы Зевса и, по свидетельству Эсхила, не признававшая божественной матери, — оправдывает человека, своими руками убившего мать. Афинские драматурги знали, что эта революционная тема не могла быть воспринята нигде, кроме Афин. В благодарность за оправдание Орест поставил алтарь в честь воительницы Афины, но эринии пригрозили, что, если решение суда не будет пересмотрено, они сделают так, что капля крови из их сердец падет на землю, отчего почва станет бесплодной, урожай погибнет, а у афинян не будет детей. Однако Афине удалось остудить их гнев, прибегнув к лести: убедив их в том, что они намного умнее ее, она предложила им поселиться в гроте в Афинах, куда будет стекаться такое количество паломников, о котором они не могут и мечтать. Кроме того, им должны принадлежать все алтари при очагах, поставленные божествам преисподней, а также все возлияния без применения вина, все возлияния при факелах, первые плоды, приносимые богам после совершения брака и рождения детей, и, кроме того, им должны принадлежать места в храме Эрехтея. Если они примут ее предложение, то она объявит, что ни один дом не будет процветать, если в нем не поклоняются эриниям. В ответ эринии должны обеспечивать попутные ветры ее судам, плодородие землям, детей супругам, поражение всем нечестивым и постоянные победы Афин в войнах. После короткого обсуждения эринии с радостью приняли все предложения Афины.Однако щедрое предложение Афины приняли только три эринии, а остальные продолжили преследование Ореста, Некоторые считают даже, что «благомыслящие» никогда не были эриниями. Имя Евмениды эриниям впервые дал Орест через год после своих невероятных приключений в Херсонесе Таврическом, когда он окончательно умилостивил эринии, будучи в Карнее, где сжег в их честь черную овцу. ************************************************************************** Алкмена, боясь ревности Геры, отнесла своего новорожденного в поле под стены Фив. Афина, по наущению Зевса, как бы невзначай предложила Гере прогуляться по этому полю. «Смотри, дорогая! Какой красивый и крепкий ребенок!» — воскликнула Афина с выражением удивления на лице, поднимая ребенка на руки. «Его мать, должно быть, лишилась рассудка, оставив его среди этого усыпанного камнями поля! У тебя есть молоко. Подойди и покорми крошку!» Ничего не подозревавшая Гера взяла ребенка и обнажила грудь. Геракл принялся сосать с такой силой, что Гере стало невыносимо больно и она отбросила его от себя. Струйка молока растеклась по небу и стала Млечным Путем. «Маленькое чудовище!» — воскликнула Гера. Но теперь Геракл стал бессмертным и Афина с улыбкой вернула его Алкмене, наказав ей хорошо воспитывать ребенка. Фиванцы до сих пор показывают место, где была сыграна эта шутка с Герой; оно называется «долина Геракла « [1].1 Диодор Сицилийский IV .9; Павсаний IX.25.2. ************************************************************************** Афина Опоясывающая была самой древней Афиной, которая раздавала оружие своим избранным сыновьям. В кельтских и германских мифах вручение оружия считалось матриархальной прерогативой, осуществлявшейся во время священного брака ************************************************************************** Как уже говорилось, когда Геракл отправился совершать свои подвиги, Гермес вручил ему меч, Аполлон дал лук и стрелы с перьями орла. От Гефеста Геракл получил золотой панцирь, и сама Афина соткала для него одежду. Говорят, правда, что панцирь он Получил от Афины, а Гефест сделал ему поножи и прочный шлем. Добавляют, что Афина и Гефест соревновались в том, чтобы сделать лучший подарок Гераклу: богиня дала ему возможность наслаждаться мирскими радостями, а Гефест оградил его от военных опасностей. От Посейдона он получил упряжку лошадей, а от Зевса — великолепный несокрушимый щит. ************************************************************************** Адмета — одно из имен Афины, изображавшейся, вероятно, во всеоружии и наблюдавшей за подвигами Геракла, чтобы помочь ему в случае необходимости. Афина была Нейт - ливийской богиней любви и битвы (см. 8.1); в Малой Азии ей соответствовала великая луна-богиня Мариан, Мирина, Ай-Мари, Мариамна или Мариенна, давшая имя Мариандине («дюны Марианы») и Мирине — городу, где жили управляемые женщинами лесбосцы (см. 149.1). Троянцы поклонялись ей под именем «быстрой Мирины» (Гомер. Илиада II.814). ************************************************************************** Но Геракл, которому Афина дала заключенный в бронзовый сосуд локон Горгоны, подарил его дочери .Кефея Аэропе. «Если на город нападут,— сказал он,— ей достаточно трижды показать этот локон с городских стен, стоя к противнику спиной, и враг побежит»*. Но, как показали дальнейшие события, Аэропе не понадобилось это магическое средство [2]. 2 Аполлодор Цит. соч.; Павсаний VIII.47.4. ************************************************************************** Ясон не мог отказать Пелию и отправил глашатаев во все царские дворы Греции в поисках добровольцев, готовых отправиться с ним. Он также уговорил феспийца Арга построить пятидесятивесельный корабль, который и стали сооружать в гавани Пагасы из выдержанного дерева, срубленного на горе Пелион. Когда корабль был готов, Афина сама вделала в корму «Арго» кусок священного дуба из рощи оракула Зевса в Додоне [6].6 Пиндар. Цит. соч.; Валерий Флакк 1.39; Аполлодор. Цит. соч ************************************************************************** Когда
был обозначен круг, который должен был стать границей города. Ил обратился
с молитвой к Зевсу Всемогущему, чтобы тот явил знамение, и на следующее
утро увидел перед своим шатром полузакопанный деревянный предмет, поросший
травой. Это был Палладий — фигура в три локтя высотой, которую Афина сделала
в память о своей покойной ливийской подруге Палладе. Паллада, имя которой
Афина добавила к своему собственному, держала в правой руке копье, готовое
к бою, а в левой - прялку и веретено, на грудь была накинута эгида. Поначалу
Афина установила изваяние на Олимпе рядом с троном Зевса, где Палладию
воздавались большие почести. Но когда прабабка Ила, плеяда Электра, была
обесчещена Зевсом и осквернила изваяние своим прикосновением, Афина в
гневе сбросила на землю и ее, и изваяние [14]. ************************************************************************** Нырок был священной птицей Афины в Аттике и связывался с тонущим царем-фармаком ************************************************************************** Афина Полиея - покровительница крестьян и ремесленников. Почиталась в Афинах в виде древней сидящей статуи из оливкового дерева, которая на праздник Плинтерии подвергалась ритуальному омовению, а на Панафинеи торжественно покрывалась пеплосом (пышно вышитым покрывалом). |
||
Выдержки
об Афине из книги Роберта Грэйвса "Мифы Древней |
||
Читайте
об Афтне на сайте "Монсальват": |
||
Магазин продаст тумбу, тумба под телевизор от 900 руб. |