План
укрепления всегда соответствует естественному рельефу местности и состоит
из одной, иногда двойной, линии куртин, прерываемой фланкирующими башнями.
Фронт между двумя башнями имеет длину, определяемую дальнобойностью арбалетов,
выстрелы которых должны скрещиваться в интервале от одной башни до другой;
отсюда предельная линия фронта—около 40 м.
Если ограда двойная, то обычно внешняя линия — более легкой конструкции;
расстояние, отделяющее ее от внутренней линии, не превышает 15 м, а гребень
ее куртины должен быть достаточно низким, чтобы с внутренней стены можно
было стрелять поверх него. Таковы двойные ограды в замках Сирии и в Каркассоне.
|
|
Куртины.
— Высота куртины должна сообразоваться с той высотой, какая доступна для
нападающих во время штурма.
Высота, превышающая штурмовые башни на колесах, привела бы к чрезмерным
расходам. Поэтому до этого уровня доводят одни лишь крепостные башни,
а для куртин довольствуются высотой, лишь немногим превышающей высоту
простой лестницы.
Наибольшая высота лестницы — 10 м; обычно на такую же высоту подымаются
края куртины.
Профиль, дающий рикошеты. — Идет
ли речь о куртинах или о башнях, профиль каменных стен создается с таким
расчетом, чтобы сделать невозможным пребывание неприятеля у подножия стен.
Но атака крепостной стены была бы сильно облегчена, если бы сапер должен
был беречься только снарядов, выпускаемых по вертикали - с гребня стены:
для прикрытия его было бы достаточно блиндированного навеса.
Трудности значительно вырастают; когда нападающий, независимо от поражающих
его навесных выстрелов, должен считаться и с выстрелами, направленными
косвенно. Эти косвенные выстрелы достигаются тем, что подножию стены придается
вместо вертикального профиля сильно выраженный излом, покатость (рис.
353, D), от которой рикошетируют снаряды, сброшенные вертикально с верхушки
стены.
Этот прием применялся на Востоке с глубочайшей древности; крестоносцы
заимствовали его из Сирии, а в средние века он стал применяться постоянно.
Зубцы. — Защитник прикрыт зубчатым
парапетом, принцип которого был также известен с древних времен. На рис.
354-357 показаны обычные формы зубцов: между двумя вырезами, или амбразурами,
высится прямоугольный зубец ("мерлон") с прорезанной в нем бойницей,
через которую стреляют из-за прикрытия.
|
|
Машикули.
— Нам приходилось уже указывать в т. I, что ассирийцы и даже египтяне
пытались вынести вперед зубчатый парапет, укрепляя его на ряде выступающих
из стены консолей. Через амбразуры парапета можно было стрелять вдаль,
а через промежутки между этими выступающими кронштейнами--осыпать отряды
саперов тяжелыми снарядами, которые рикошетом отскакивали на значительное
расстояние от выступающего низа стен.
Народы Востока, несомненно, сохранили традицию этих парапетов—машикули;
они применили их на стенах Иерусалима, а крестоносцы пользовались ими
во всех крепостях Палестины.
Но машикули проникли не сразу в военную архитектуру Запада: опасались
неустойчивости парапетов, покоящихся на простых консольных выступах, и
пробовали разрешить эти трудности, прибегая к деревянным конструкциям;
такой способ был применен в донжоне в Лавале.
В Лавале сделана деревянная надстройка в один этаж. Другие сооружения
такого же рода имели два этажа, один над другим; это были те знаменитые
"двойные катафалки", о которых упоминается в описаниях Альбигойского
крестового похода.
Во Франции первые машикули были, вероятно, из дерева. В течение всего
средневековья они допускались наравне с каменными. Так, миниатюры рукописей
вплоть до XV в. изображают замки, где куртины и башни снабжены надстройкой
в виде деревянного этажа, выступающего вперед и выполняющего роль закрытых
сверху машикули.
Башня епископа в Таррагоне представляет собой как бы воспроизведение в
камне такого деревянного прикрытия: коробка, сложенная из плит, поставленных
ребром на выступающие из стены камни. Этот любопытный памятник, о котором
нам любезно сообщил Дьёлафуа, может быть отнесен к началу XIII в.; он
помогает уловить переход от деревянных конструкций к каменным.
Только столетие спустя решаются возводить настоящие каменные стенки на
консольных выступах. На рис. 354 показаны в деталях последовательные формы
каменных машикули.
На чертеже 354, M (конец XIII в., Монбар) машикули существуют только местами;
на чертеже N (XIV в., укрепления Авиньона) машикули возвышаются непрерывной
линией над стеной по всей длине ее. По рис. 355 и 356 можно составить
себе представление о мерах предосторожности в виде валика (N) или выступа
(P), которые принимались для того, чтобы стрела не могла приникнуть в
промежуток между зубцами стены через канал машикули.
|
На
чертеже S (рис. 356) представлена ступенчатая бойница, построенная, очевидно,
по тому же принципу; на чертеже N — вращающаяся будка для стрелка, которую
можно поворачивать в соответствии с направлением стрельбы. |