Я
обещал поговорить с вами на тему весьма неопределенную и сейчас хочу ее
несколько уточнить. Тема, которую я сформулировал, называется примерно
так: «Алхимия в современном мире: возрождение или профанация?»
В принципе, это не очень правильное определение и вот почему: наука алхимия
(мы можем ее назвать «искусством» или «наукой») — вечная и не относится
к тому или иному времени. Кроме того, слово «возрождение», как вы сами
понимаете, тоже весьма двусмысленно: возрождение чего? Если алхимия —
вечное искусство, то зачем ему возрождаться? Что касается профанации самого
этого слова, то к нему можно отнести замечания, которые применимы к очень
многим другим иностранным словам. Слово «профанация», вообще говоря, не
имеет пренебрежительного значения. Поэтому, когда мы говорим «профан»,
«профанация», дело скорее в интонации, нежели в смысле. И вот почему:
греческое слово «профан» означает человека, который в принципе очень хорошо
расположен к небу и к богам. Это, так сказать, религиозный дилетант, который
не выделяет специально какую-то религиозную конфессию, а просто очень
любит богов, понимая, что на небе все хорошо, а на земле все плохо. И
в этом смысле, конечно, тема «возрождения и профанации» не совсем правильно
сформулирована.
Поэтому я предлагаю вам просто поговорить об азах и постулатах алхимии,
потому что сколько ни изучать эту дисциплину — это совершенно все равно.
Ее можно изучать 20 лет, 60 лет. Можно азы и постулаты, о которых я упомянул,
изучать всю жизнь. Давайте поговорим о том, есть ли в алхимии какие-то
цели, или, говоря современным языком, стоит ли ею заниматься или не стоит.
Должен вас предупредить, что алхимия в современном мире — вполне легитимна,
потому что, как многие из вас, наверное, знают, на эту тему выпущено и
выпускается очень много книг. Как правило, эти книги учат нас всех, т.е.
всех людей, которые пытаются познакомиться с алхимией, примерно следующему:
давайте будем отличать настоящих, истинных мастеров королевского искусства
от профанов, опять же в самом пренебрежительном смысле, и от так называемых
суфлеров и не будем путать алхимию с химией.
Дело в том, что все фразы такого рода не являются точными, вернее, они
являются совсем не точными. Многие из вас обращали внимание, что историки
вообще или историки искусства и науки часто проецируют свою личность на
тот исторический период, которым они занимаются. Поэтому когда говорят,
что суфлеры (а это слово происходит от французского «souffle», что означает
«дуть», в данном случае — дуть в меха алхимического горна) пытались получать
золото из ртути, свинца и прочих низких металлов с целью обогатиться,
скорее всего надо думать, что так бы поступил тот историк, который оказался
бы, допустим, в XV-XVI вв. и решил таким образом обогатиться, хотя алхимия
настолько трудна и занимает настолько много лет, что легче получить золото
десятком других легитимных или иллегитимных способов. Среди так называемых
«суфлеров» было очень много достойных людей, которые действительно совершили
удивительные подвижки в химии и много чего изобрели, будучи совершенно
честными людьми, которые жили бедно и не пытались обогатиться. Дело в
том, что в средние века понятие «богатства» не имело того смысла, которое
имеет сейчас. Наоборот, люди стремились быть бедными, хотя бы потому,
что уровень жизни начиная с IX и по XVI век был раз в 100 повыше, чем
сегодня где-нибудь в Америке. Про нашу страну, как вы сами понимаете,
лучше говорить не буду.
Итак, попробуем поговорить об алхимии. Поскольку алхимия относится к числу
так называемых «веселых наук», о ней в принципе не стоит говорить серьезно
или очень серьезно, лучше повеселее. Примерно так: в книге «Алиса в стране
чудес», как вы помните, однажды морж и плотник (была там такая пара героев)
пошли на берег моря и поговорили. Морж спросил плотника: как у того дела,
много ли денег заработал? Тот говорит: да, много, но это не интересная
тема. А ты давно за рыбой нырял? Морж отвечает: давно, но это тоже не
интересная тема. О чем же мы поговорим? И решили поговорить о капусте
и королях. Как вы знаете, потом О. Генри написал свой замечательный роман
«Короли и капуста». Дело в том, что и короли и капуста в алхимии имеют
определенное значение. Сначала поговорим о королях, а потом о капусте
(о капусте, которую вы видели на огороде, а совсем не о деньгах — не будем
путать эти два понятия).
Почему алхимию называли «королевским искусством»? По самой прямой причине.
Считалось, начиная с 9-го века, что этим искусством владеют монархи. Причем
владеют, не изучая его. Известно много случаев так называемой трансмутации
простых металлов в золото, совершенных такими королями, как Хлодвиг, Ричард
Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса и Людовик Святой. В алхимической литературе
есть книги, написанные этими авторами. Понятно, что историки алхимии отрицают
авторство Ричарда Львиное Сердце, поскольку он много времени провел совершенно
в иных занятиях — в крестовых походах и прочих подобных делах. Но, тем
не менее, такие книги существуют, и они весьма небезынтересны. Некоторые
историки даже высказывают мнение, что падение монархий как таковых и смешение
сословий появились потому, что помазанники Божии, начиная с XVI века потеряли
свои магико-медицинские и алхимические способности. Известно, что каждый
монарх, когда восходил на престол, мог излечивать прикосновением руки
многие болезни, более того, можно было прикоснуться к его одежде и тем
самым излечиться практически от всех болезней. Поэтому народ их любил,
народ их ценил, и зачастую недовольство или мятежи возникали именно тогда,
когда, допустим, прикоснувшись к руке монарха или к его одежде, человек
не получал облегчения. «Ага,» — говорили люди, — «либо это было неправильное
помазание, сволочь кардинал неправильно помазал, либо сам он в своих пьянках
да гулянках, да в войнах потерял свои удивительные способности, которые
даны от Бога». Алхимия называется «королевским искусством» не потому,
что она выше всех остальных, а потому что это было искусство королей.
Короли также легко лечили от скарлатины, дизентерии, желтухи и прочих
неприятных заболеваний.
Итак, перейдем к тому, что мы называем азами алхимии. Сейчас я вам приведу
несколько цитат из очень знаменитой книги английского алхимика Иринея
Филалета, это середина XVII века. Книга называется «Открытый вход в закрытый
дворец короля». Интересно, что в предисловии автор пишет так: «Я, в отличие
от других философов и артистов (в те времена так называли алхимиков),
пишу очень просто, меня очень легко понять». Мы открываем книгу и читаем
примерно такую фразу: «Наш магнит находится в постоянной вражде с черной
лунной магнезией». Я не знаю, как вы, но я до сих пор не очень хорошо
понимаю эту фразу, хотя автор пишет, что он пытается писать очень понятно.
Но давайте ее запомним — про наш магнит и про черную магнезию, через некоторое
время к этому вернемся.
Или берем другую фразу, другого автора — совершенно замечательного шотландского
алхимика Александра Сетона, известного как Космополит. Есть у него книга
(это примерно начало 17-го века), которая называется «Новый химический
свет». И там написано так: «Ворон ненавидит вырванный с корнем дуб». На
самом деле, в естественной истории есть такой момент — ворон действительно
никогда не садится на сваленный дуб, вырванный с корнем. Это так. Но похоже,
что автор имел в виду нечто другое. Если он имел в виду нечто другое,
то что же? Ворон, терзающий когтями череп, как многие знают — символ первой
алхимической операции, которая называется Нигредо, т.е. опус в черном.
Это вхождение в абсолютную смерть или в центр смерти. И когти ворона тем
и хороши, что они, разрывая смерть относительную, добираются до смерти
почти абсолютной. Что такое «дуб вырванный с корнем» в алхимической символике?
Во-первых, это дерево Аполлона, дуб сам по себе. «Вырванный с корнем»
— значит дуб, освободившийся от матери-земли и живущий сам по себе за
счет тайного огня, который находится в его сердцевине.
Но любопытно другое. Такого рода фразы все равно остаются достаточно непонятными.
Чем интересна алхимия? Допустим, мы читаем одну книгу, потом вторую и
все время натыкаемся на такого рода «понятные» фразы. Но если мы читаем
10-15-20-30 алхимических книг, мы, как-то соотнося одну фразу автора с
другой, наконец находим любопытные отсветы каких-то других смыслов. Поэтому
остановимся на фразе: «Ворон ненавидит вырванный с корнем дуб».
Что интересно — объяснение этой фразы или некоторое объяснение этой фразы
мы находим в книге Вальтера Скотта «Айвенго», которая не является книгой
по алхимии. Возможно, многие из вас когда-то читали эту книгу и помнят:
действие идет во времена короля Ричарда Львиное Сердце, и на турнире рыцарь-тамплиер
Бриан Де Буагильбер дерется с героем книги Айвенго. И происходит там то,
что, в принципе, называется война девизов, война гербов. Собственно говоря,
любая война — древняя или современная, это всегда война девизов, война
одного герба с гербом другой страны. Когда на ристалище выезжает Бриан
Де Буагильбер, у него на щите — ворон, терзающий череп. Выезжает Айвенго
— у него на щите дуб, вырванный с корнем. Вальтер Скотт вряд ли читал
книгу «Новый химический свет» Александра Сетона. Это маловероятно. Тем
более, что Вальтер Скотт был позитивистских, хороших реалистических мыслей
и ко всякого рода алхимии и магии относился весьма скептически. Но любопытны
совпадения. Значит, он просто, поскольку хорошо знал геральдику, где-то
увидел эти гербы и вставил в свой роман как некую живописную деталь. Я
говорил о войне гербов. В книге Вальтера Скотта непонятно, почему Бриан
Де Буагильбер, очень знаменитый и искусный рыцарь, проиграл Айвенго. Айвенго,
конечно, сам был неплох. Но дело в том, что на щите Айвенго был изображен
алхимический символ более продвинутой, так сказать, науки. Дуб, вырванный
с корнем, есть символ тайного огня — это уже переход от Нигредо, первой
стадии алхимического произведения, ко второй; и в этом смысле Бриан Де
Буагильбер выбрал герб иерархически менее высокий и поэтому сразу оказался
в худшем положении. В результате он действительно проиграл. Так же точно
в середине 15-го века во времена войны Алой и Белой розы обе партии тоже
находились в неравном положении, потому что и белая и алая розы — очень
высокие символы в алхимии, но белая роза символизирует «произведение в
белом», а роза алая — «произведение в красном или в пурпуре», т.е. наивысшее
достижение в алхимической науке. И поэтому, как ни забавно, войну выиграла
Алая роза. Несмотря на коллизии и переходные моменты, в конце концов рыцари
и воины Алой розы выиграли эту войну.
1
2 3 |