Жизнь в средние века
Рассел Бертран
Рецензия на книги Э. Пауэр "Средневековые
люди" (Power Е. Medieval People. London: Penguin Books, 1937) и Й.
Хейзинги "Осень средневековья" (Huizinga J. The Waning of the
Middle Ages: a Study of the Forms of Life, Thought and Art in France and
the Netherlands in the 14th and 15th Centuries. London: Arnold, 1924),
появившаяся в апреле 1925 г. в журнале "Dial" (vol. 78, р. 295-298).
Настоящий перевод выполнен А. А. Яковлевым по изданию: Russell В. Why
I Am Not a Christian and Other Essays. London: Alien & Unwin, 1957.
Наше представление о средних веках - пожалуй, больше, чем о других периодах
истории, - искажено предрассудками. Иногда оно чересчур мрачное, иногда
слишком возвышенное. Не сомневавшийся в себе XVIII век считал средневековье
просто варварством - для Гиббона [1] люди того времени были "грубыми
предками". Реакция на французскую революцию породила романтическое
восхищение абсурдом, которое обосновывалось тем, что разум привел к гильотине.
Это вызвало и восславление так называемой "эпохи рыцарства",
ставшее популярным в англоязычной среде благодаря сэру Вальтеру Скотту.
Мальчики и девочки до сих пор увлекаются романтикой средних веков: они
воображают время, когда рыцари были закованы в латы, вооружены пиками,
говорили "Сказал" или "Во имя святости!" и неизменно
были любезны либо разгневаны; все дамы были прекрасны, нуждались в помощи,
и в конце концов их непременно спасали. Имеется и третья точка зрения,
отличающаяся от первых двух, хотя, подобно второй, выражающая восхищение
средними веками: это - церковный взгляд, порожденный нелюбовью к Реформации.
Здесь подчеркиваются благочестие, ортодоксия, схоластическая философия
и единение христианского мира под эгидой церкви. Подобно романтическому
воззрению, это тоже реакция против разума, но не такая наивная. Она рядится
в одежды того же разума, настаивает на великой системе мышления, которая
когда-то правила миром и может еще вернуть свое господство.
Во всех этих взглядах есть элемент истины: средние века были грубыми,
они были рыцарственными, они были благочестивыми. Но если мы хотим видеть
эпоху в истинном свете, мы не должны противопоставлять ее нашему собственному
времени, независимо от того, в чью пользу это противопоставление: мы должны
попытаться увидеть ее такой, какой она виделась современникам. Кроме всего
прочего следует помнить, что в любую эпоху большинство людей заняты добыванием
хлеба насущного, а не высокими темами, о которых пишут историки. Такие
простые смертные описаны Эйлин Пауэр в ее прекрасной книге "Средневековые
люди", охватывающей период от Карла Великого [2] до Генриха VII [3]
Единственная известная личность в ее галерее - это Марко Поло [4], остальные
пятеро в большей или меньшей степени неизвестны: это люди, жизнь которых
реконструирована по случайно сохранившимся документам. Рыцарство, бывшее
занятием аристократов, в этих демократических анналах не упоминается;
благочестие представлено крестьянами и британскими торговцами, но гораздо
менее заметно в церковных кругах; и все они гораздо в меньшей степени
варвары, чем полагал XVIII век. В книге есть, правда, одно очень яркое
противопоставление, говорящее в пользу "варварской" точки зрения:
это, с одной стороны, венецианское искусство позднего средневековья, а
с другой - китайское искусство XIV века. Репродуцированы две картины:
одна - сделанная в Венеции иллюстрация, на которой изображено отплытие
Марко Поло, другая - китайский пейзаж XIV века, написанный Чао Менг Фу.
Мисс Пауэр говорит: "Одна (картина Чао Менг Фу), очевидно, является
продуктом высокоразвитой цивилизации, а другая - цивилизации наивной и
незрелой". Если сравнить картины, то с этим нельзя не согласиться.
Другая недавно вышедшая книга - "Осень средневековья" - профессора
Хейзинги из Лейдена рисует чрезвычайно интересную картину XIV и XV веков
во Франции и Фландрии. В этой книге рыцарству уделяется должное внимание,
но не с романтической точки зрения; оно рассматривается как сложная игра,
которую придумали высшие классы, чтобы приукрасить свою невыносимо скучную
жизнь. Существенной чертой рыцарства была удивительно изысканная концепция
любви, как чего-то такого, что приятно оставить неудовлетворенным. "Когда
в двенадцатом столетии неутоленное желание было поставлено трубадурами
Прованса в центр поэтической концепции любви, произошел поворот в истории
цивилизации. Изысканная поэзия... делает самое желание существенным мотивом
и таким способом создает концепцию любви с отрицательным знаком".
И далее: "Существование высшего класса, интеллектуальные и моральные
понятия которого были вложены в ars amandi, остается совершенно исключительным
историческим фактом. Ни в одну другую эпоху идеал цивилизации не был до
такой степени сплавлен с идеалом любви. Подобно тому как схоластика представляет
собой великую попытку средневекового духа объединить всю философскую мысль
вокруг одного центра, так теория изысканной любви, в менее возвышенной
сфере, стремится охватить все, что принадлежит благородной жизни".
Многое в средних веках можно интерпретировать как конфликт между романской
и германской традициями: с одной стороны, церковь, с другой - государство;
с одной стороны, теология и философия, с другой - рыцарство и поэзия;
с одной стороны, закон, с другой - удовольствие, страсть и все анархические
побуждения очень своевольных людей. Романская традиция шла не от великих
дней Рима, а от Константина [5] и Юстиниана [6] но даже в таком виде она
содержала нечто такое, в чем нуждались бурлящие нации и без чего цивилизация
не могла бы возродиться после веков мрака. Люди были свирепы, и усмирить
их можно было лишь при помощи ужасающей жестокости: террор применялся
до тех пор, пока не стал привычным и не утратил силы своего воздействия.
После описания Пляски Смерти - любимого сюжета средневекового искусства,
где скелеты пляшут вместе с живыми людьми, - доктор Хейзинга рассказывает
о кладбище Невинных в Париже, по которому прогуливались ради удовольствия
современники Вийона [7]:
"Черепа и кости были навалены в гробах, которые стояли вдоль окружавших
место с трех сторон галерей и были открыты для обозрения тысячам людей,
преподавая всем урок равенства... В галереях Пляска Смерти представала
в ее образах и позах. Никакое другое место не было лучше приспособлено
для обезьяньей фигуры ухмыляющейся Смерти, волочащей за собой папу и императора,
монаха и шута. Герцог Беррийский, пожелавший, чтобы его похоронили в этом
месте, повелел вырезать на портале историю трех мертвых и трех живых.
Столетием позже эту выставку погребальных символов завершила огромная
статуя Смерти, находящаяся сегодня в Лувре, - единственная вещь, сохранившаяся
из этого собрания. Таким было мрачное место, которое парижане XV века
посещали подобно тому, как они посещали Пале Рояль в 1789 году.
День за днем толпы людей гуляли по галереям, смотрели на фигуры и читали
простые вирши, напоминавшие о приближавшемся конце. Несмотря на постоянно
происходившие там похороны и эксгумации, это было место публичного времяпрепровождения
и встреч. Перед гробами устроены магазинчики, по галереям прохаживаются
проститутки. Женщина-затворница замурована в одну из церковных стен. Монахи
приходят сюда проповедовать, здесь устраиваются процессии... Здесь даже
устраиваются пиры. До такой степени страшное стало привычным".
Как и следует ожидать, жестокость была одним из любимейших удовольствий
населения. Господа покупали разбойников только для того, чтобы посмотреть
на пытки, "которым люди радовались больше, чем восставшему из мертвых
святому". В 1488 году нескольких судей из Буржа, заподозренных в
измене, неоднократно подвергали пыткам на рыночной площади ради того,
чтобы сделать народу приятное. Они просили о смерти, однако мольба была
отклонена, говорит доктор Хейзинга, "чтобы люди могли еще раз порадоваться
их мучениям".
Вероятно, кое-что все же говорит в пользу точки зрения XVIII века.
В книге доктора Хейзинги есть несколько очень интересных глав, посвященных
искусству позднего средневековья. Изящную живопись нельзя было и сравнить
с архитектурой и скульптурой, которые стали излишне цветистыми из-за любви
к пышности и феодальной помпе. Например, когда герцог Бургундский нанял
Слютера [8] чтобы тот изваял роскошное Шанмольское распятие, на кресте
появились изображения армий Бургундии и Фландрии.
Еще более удивительно, что на Иеремии [9] который входил в скульптурную
группу, были очки! Автор книги создает трогательный образ великого художника,
помыкаемого хозяином-филистером, а затем разрушает его, предположив, что,
возможно, "Слютер сам считал очки для Иеремии счастливой находкой".
Мисс Пауэр упоминает о столь же удивительном факте: в XIII веке итальянский
Бодлер превзошел Теннисона [10] в викторианской утонченности, опубликовав
свою версию легенд о короле Артуре, в которой были опущены всякие упоминания
о любви Ланселота и Гвиневеры. История изобилует удивительными событиями.
Например, в Москве в XVI веке был казнен японский иезуит. Хотелось бы,
чтобы какой-нибудь историк-эрудит написал книгу под названием "Факты,
которые меня изумили". В такой книге очки Иеремии и итальянский Бодлер
непременно заняли бы свое законное место.
Примечания
1. Гиббон, Эдуард (1737-1794) - английский историк, автор знаменитой "Истории
упадка и разрушения Римской империи" (1776-1788). Наиболее известны
15-я и 16-я главы этого многотомного труда, где Гиббон развернул критику
церкви, ее разрушительной для цивилизации роли. Вердикт Гиббона по вопросу
об истории средних веков таков: "Я описал триумф варварства и религии".
2. Карл Великий (742-814) - король франков, с 800 г. - император, многочисленные
завоевательные походы которого привели к образованию огромной империи
на территории Европы. Во время правления Карла Великого наблюдался подъем
в области просвещения, литературы и искусства (Каролингское возрождение).
3. Генрих VII (1457-1509) - король английский с 1485 г., в его правление
были заложены основы абсолютизма.
4. Марко Поло (ок. 1254-1323) - итальянский путешественник, совершивший
длительное путешествие через всю Азию в Китай (1271-1275), где прожил
17 лет. Марко Поло принадлежит первое описание Китая, Памира, Южно-Китайского
моря, сделанное европейцем. Путешествие, предпринятое им вместе с отцом
Никколо Поло и дядей Маттео Поло, венецианскими купцами, было совершено
с целью установления контактов между Западом и Востоком, хотя папа римский
и не выказал особого интереса к идее таких контактов. Два доминиканца,
посланные вместе с торговцами, вскоре решили вернуться, и венецианские
купцы добирались до Китая одни.
5. Константин I Великий, Флавий Валерий (ок. 285-337) - император Рима,
проводил последовательную централизацию государственного аппарата, поддерживал
христианскую церковь.
6. Юстиниан I (482 или 483-565) - император Византии, стремившийся восстановить
Римскую империю в ее прежних границах. Искал поддержки у православной
церкви, в его правление жестоко преследовались еретики.
7. Вийон, Франсуа (1431 или 1432 - год смерти неизвестен) - французский
поэт, автор "Малого завещания" (1456), "Баллады повешенных"
(1463), "Большого завещания" (1460). Его произведения оказали
громадное влияние на развитие французской литературы.
8. Слютер, Клаус (между 1340 и 1350 - 1406) - скульптор бургундской (франко-фламандской)
школы. Автор ряда замечательных произведений, в том числе работ в монастыре
Шанмоль, где в 1395-1406 гг. возвел композицию "Голгофа". Сохранился
постамент "Колодец пророков" с шестью каменными статуями пророков,
считающийся одним из величайших шедевров европейской скульптуры.
9. Иеремия (7 в. - нач. 6 в. до н.э.) - в Библии один из "великих
пророков". Иеремии приписывается авторство книги, входящей в Ветхий
завет.
10. Теннисон, Альфред (1809-1892) - английский поэт, автор цикла поэм
"Королевские идиллии" (1859) и многих других произведений. "
Ланселот и Гвиневера - любовная история Ланселота и Гвиневеры - один из
основных сюжетов цикла легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Воспроизведено по изданию: Бертран Рассел, "Почему
я не христианин", Москва, Политиздат.
OSR: Василий Томсинский
Текст взят с сайта "Золотая
философия"
|
|