Сама природа позаботилась о том, чтобы небольшой мыс на морском побережье служил удобной гаванью, создавая кораблям естественную защиту от ветров. В этом месте был некогда порт, но сегодня остался лишь длинный причал из огромных каменных блоков. Эти камни были скреплены между собой специальными металлическими скрепами, от которых видны только гнезда креплений. Удивительно, то, что эти блоки сохранились, хотя в течение двух тысяч лет волны во время зимних штормов разбивали и подтачивали их.
Уильям Дрэгхорн рассказывает в своем путеводителе, что еще в середине прошлого (20-го) века идя по пляжу можно было найти фрагменты глиняной посуды римского периода и кусочки полированного мрамора, выбрасываемые зимой после каждого шторма на берег.
На выезде из Саламина находится значительная территория некрополя, называемая сегодня «Царские гробницы». И, хотя, для туристов наиболее привлекательными являются руины древнего Саламина, тем не менее, археологические раскопки гробниц явились в некотором смысле более важными для реконструкции картин жизни и быта жителей города. Во время раскопок, проведенных в некрополе, были открыты 150 захоронений сановников и, возможно, правителей города. Надо заметить, что археологи были отнюдь не первыми, кто открыл гробницы, поскольку все они оказались разграбленными. Тем не менее, до нашего времени сохранились глиняные сосуды, предметы мебели и драгоценности, которые сегодня выставлены в Национальном музее Никосии. Среди предметов, найденных во время археологических раскопок некрополя были остатки трех тронов и одного ложа (гробница N 79). Один из тронов был богато украшен пластинами из слоновой кости, довольно хорошо сохранившейся. И хотя дерево, из которого был сделан трон, истлело, пластины позволили реконструировать его. Две пластины из слоновой кости, украшавшие этот трон, являются настоящими шедеврами косторезного искусства. Одна из них изображает стоящего крылатого сфинкса, увенчанного коронами Верхнего и Нижнего Египта, вторая пластина представляет собой изящный растительный орнамент с цветами лотоса. Детали пластин были украшены позолотой и специальной пастой голубого и серого цвета. Подобные пластины были найдены также во «дворце Нимрода» и датированы, как и пластины из «Царских гробниц», началом 7 века до н.э. На основании этого исследователи сделали вывод о том, что предположительно в северной Сирии работала мастерская по изготовлению мебели из дерева и слоновой кости для царских дворов. В этом же захоронении был найден и большой бронзовый котел, украшенный грифонами и железная подставка-трипод к нему.
В одном из захоронений (N 3), находящимся до начала раскопок под большим курганом, в дромосе были найдены остатки двух колесниц и скелеты лошадей. В одной из колесниц исследователи обнаружили железный меч, датируемый примерно 600 годом до н.э., и известный сегодня под названием «Королевский меч». До нашего времени сохранились только его металлические части – деревянная ручка и кожаные ножны истлели; от них остался только отпечаток на земле. Ручка крепилась к лезвию меча бронзовыми гвоздями, покрытыми тонкими пластинками серебра. У Гомера подобные мечи называются «среброгвоздные».
Интересно отметить, что в нескольких километрах от «Царских гробниц» расположен монастырь святого апостола Варнавы. Хотя постройки, дошедшие до сего дня, датируются 15 столетием, исследователи предполагают, что на этом месте была намного более древняя христианская церковь, или, возможно, монастырь. Согласно кипрской православной традиции апостол Варнава был не только основателем христианской церкви на Кипре, но и первым епископом Саламина. Кроме того, необходимо отметить, что согласно этой же традиции Варнава (названый родителями Иосиф) был уроженцем Саламина. В молодые годы он отправился в Иерусалим учиться у знаменитого тогда законника Гамалиила, и именно там встретился и сблизился с Савлом (будущим апостолом Павлом). Через много лет они совершили знаменитое путешествие, описанное в Деяниях апостолов, и послужившее началом христианской проповеди на Кипре. Согласно устной традиции, позднее Варнава вернулся на Кипр с апостолом Марком (второе путешествие через 4-5 лет после путешествия с апостолом Павлом). После этого, как считается, он не покидал остров, до того момента, пока не погиб мученической смертью около 62 года, от рук толпы возмущенных язычников, в своем родном городе. Согласно одной версии он был сожжен заживо, согласно другой – забит до смерти камнями. Не утверждая что-либо наверняка, все же отметим, что согласно дошедшим до нашего времени сведениям о мученичестве ранних христиан, их предавали смерти вне городской черты, поскольку язычники не хотели осквернять свои святыни. И, зачастую, мучеников выволакивали на места захоронений, либо на места, предназначенные для казни преступников, и там убивали. Поэтому вполне может быть, что место, на котором стоит монастырь св. Варнавы, непосредственно был связан с местом мученической кончины апостола.


Галина Росси, искусствовед


1  2  3  4  5  иллюстрации и фото

 
Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004 
   
Сайт управляется системой uCoz