Более того, на критских монетах изображен так называемый «правильный
или классический»
лабиринт, в котором отсутствуют тупики, карманы, ложные хода, и в котором
невозможно сбиться с пути. Многие древние легенды и сказания народов
мира говорят о лабиринтах как о «входах» в подземное (потустороннее)
царство, открывающихся тем, кто знал соответствующие заклятия, или оказывался
поблизости в тот момент, когда этот вход открывался. Эзотерика также
трактует лабиринты как священные ворота в иное измерение, средоточие
тонких энергий... Среди множества медитативных практик древности имеется
и связанная с лабиринтами. Еще в начале прошлого века, во время раскопок
под южным фасадом Кносского дворца Артуром.Эвансом, были открыты два
необъяснимо странных подземных сводчатых зала, где под полами были найдены
тайники со священными вещами. Однако дальнейшие раскопки этих помещений
почти не проводились, и никто не знает, какие тайны скрывает подземная
часть знаменитого дворца.
Итак, именно в Лабиринте, имевшем сакральный смысл, оставлялись предназначенные
в жертву афинские юноши и девушки, и там же обитал получеловек-полубык
Минотавр - удивительное существо, история рождения которого достойна
внимания.
Однажды, брат Зевса Посейдон подарил своему племяннику Миносу великолепного
белого быка, предназначенного для священной жертвы. Однако Минос оставил
быка в своем стаде, а Посейдону принес его обычную жертву – коня. Афродита,
по просьбе разгневанного Посейдона, внушила жене Миноса Пасифае безумную
страсть к этому быку. По просьбе царицы великий Дедал сконструировал
деревянную корову, покрытую шкурой настоящего животного, забравшись
в которую Пасифая решила удовлетворить свою страсть. Узнав об этом,
Посейдон в нужный момент вселился в белого быка и от этой связи родился
ребенок с головой быка и телом человека, названный Астерий, то есть
Звездный. Пасифая умерла при родах, а Астерий был посвящен Миносом Зевсу,
и получил прозвище – Минотавр, что означает Бык Миноса. Именно для Минотавра
был построен Лабиринт - представлявший совершенно отдельное сооружение,
так как трудно вообразить, что быкоголовое существо кружило по всем
верхним покоям дворца в поисках жертв, как думают многие. Кроме того,
рассказы о том, что юные афиняне отдавались на съедение Минотавру тоже
не выдерживают критики. Ведь Афины платили дань один раз в девять лет,
и в таком случае Минотавр был бы вынужден достаточно длительное время
«сидеть на голодной диете». Нет сомнений в том, что афинские юноши и
девушки предназначались для неких ритуальных действ, но каковы они были
сейчас трудно судить.
В третий раз Афины отправляют на Крит корабль с данью, и Тесей вызывается
занять одно из мест, с целью убить своего единокровного брата Минотавра
(как мы помним, отцом обоих был Посейдон), и тем самым освободить Афины
от уплаты жертвенной дани. Корабли, на которых отплывали жертвы, всегда
шли в знак траура под черными парусами. Но Тесей был уверен в победе,
и взял с собой белый парус, который, в случае успеха, должен был поднять
по возвращении на своем корабле. Дельфийский оракул посоветовал Тесею
взять на время плавания в путеводительницы Афродиту, и, принося богине
жертву, Тесей увидел, как во время предсмертных судорог жертвенная коза
превратилась в козла, что было хорошим предзнаменованием.
Когда через несколько дней корабль достиг берегов Крита, и афиняне прибыли
ко дворцу, дочь Миноса Ариадна, под магическим воздействием Афродиты,
вспыхнула страстью к Тесею, и пообещала ему помочь убить своего сводного
брата Минотавра, в обмен на клятву взять ее в Афины и сделать своей
женой. Разумеется, Тесей согласился. Обещание Ариадны давало ему решающее
преимущество, так как она обладала магическим клубком, данным ей Дедалом,
и могла беспрепятственно входить и
выходить из Лабиринта. Выбрав время, когда Минотавр спал, Ариадна открыла
дверь в Лабиринт и впустила туда Тесея, привязав свободный конец нити
у входа. Клубок покатится сам, и привел по хитрым поворотам и переходам
к внутреннему помещению, где обитал Минотавр. Тесей подкрался к спящему
Минотавру и убил его во имя Посейдона. А затем, сматывая нить в клубок,
вышел из Лабиринта. Ариадна повела всех афинян в бухту, они тайком пробрались
на свой корабль, дружно налегли на весла и поспешили прочь. Заблаговременно
они пробили дно у многих критских судов, чтобы помешать погоне, но тем
не менее на берегу прозвучала тревога, и в бухте им пришлось вступить
в морской бой прежде, чем удалось вырваться в открытое море под покровом
темноты. Несколько дней спустя, высадившись на остров, который тогда
назывался Диа, а теперь известен как Наксос, Тесей, нарушив свою клятву,
оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Впоследствии он объяснял
это тем, что ему явился во сне Дионис, которому Ариадна была обещана
в жены, и стал угрожать. Проснувшись, Тесей действительно увидел флот
Диониса, державший курс на остров, и, поддавшись внезапному страху,
поднял якорь.
На Кипре об этом существует другая легенда, повествующая, как буря отнесла
корабль к острову Афродиты, где Тесей с Ариадной высадились на берег
недалеко от Амафунта. Но как только Тесей вернулся на корабль, поднялся
сильный ветер и стал уносить парусник в открытое море, и более тот не
вернулся. Оставшуюся на берегу Ариадну приняли женщины Амафунта, и утешали
ее письмами, якобы приходившими от Тесея, чинящего корабль на соседнем
острове. А когда Ариадна умерла при родах, то устроили ей пышные похороны.
Как бы там ни было, Ариадна, из-за любви к Тесею бросившая свой остров
и способствовшая убийству сводного брата, осталась покинутой на чужом
берегу, призывая Зевса отомстить...
Что
Ариадну ждет у берега морского?
Тезей спешит уплыть, запенилась волна.
Все, что ни пожелал, он получил сполна,
И прахом стала страсть и клятвенное слово.
Питер Корнелис Хофт
...И Ариадна была отомщена. Тесей забыл о своем обещании поднять белый
парус. Эгей, наблюдавший за приближающимся кораблем с Акрополя, увидел
черный парус и бросился в море, которое, по преданию, с тех пор зовется
Эгейским. Тесею не говорили об этом печальном событии до тех пор, пока
он не совершил жертвоприношения богам в благодарность за благополучное
возвращение. После этого он похоронил Эгея и воздвиг ему святилище,
как герою.
Галина
Росси, искусствовед
июнь 2002
1
2