Меж духами стихий и человеком
Не угасает тот же древний спор;
Что человек, освобождая силы
Извечных равновесий вещества,
Сам делается в их руках игрушкой.

              Максимилиан Волошин


Появление на Кипре в середине 5 тысячелетия до н.э. новой культуры совпало с периодом, известным в истории человеческой цивилизации как «эпоха Быка».
Само это название, как и вся система астрономического наблюдения и использования цикла прецессии, была прекрасно известна древнейшим цивилизациям Междуречья как минимум в третьем тысячелетии до н.э., а сформировалась, надо полагать, намного раньше. За счет явления прецессии земной оси точка весеннего равноденствия сдвигается на 30 градусов каждые 2150 лет (что составляет так называемый «мировой месяц»); проходит весь зодиакальный круг за 25 725 лет, (что составляет так называемый «мировой год»), и возвращается к исходной точке. Замечена характерная особенность - каждый новый «мировой месяц» знаменует собой смену духовных ориентаций и начало новой культурной эры. Соответствующий зодиакальный знак определяет культурно-историческое своеобразие периода, присутствует в центре религиозно-мифологических систем и ритуалов.
В описываемую нами «эпоху Быка» с 4380 до 2200 года до н.э. солнце в день весеннего равноденствия всходило в созвездии Тельца (или Быка), тогда как, например, древнейшая первая неолитическая культура Хирокитии принадлежала к «эпохе Близнецов».
Что же хотели выразить мудрецы тех древнейших времен, разделив течение времени на зодиакальные эпохи в 2150 лет, и присвоив каждой из них свое особенное символическое наименование, сохранившееся неизменным даже до наших дней? Какой смысл кроется в названии «эпоха Быка»?
На Кипре, среди археологических находок этого времени особое место занимают глиняные сосуды, и даже целые композиции, обязательным элементом которых являются атрибуты, непосредственно связанные с изображением быка.
Нелишне заметить, что, как раз в это время достигла своего расцвета крито-минойская цивилизация, центральный духовный элемент которой был связан именно с культом быка. Основателем этой цивилизации был Минос – сын Зевса-быка и Европы. Египтяне в эту эпоху, то есть к началу династического периода, имели культ быков Аписа (считавшегося воплощением бога Осириса), и Мневиса (считавшегося воплощением бога Ра). Таким образом, значимость символа Быка в духовной жизни человечества той эпохи является очевидной, а культура этого времени наглядно демонстрирует коренные психологические изменения в восприятии человеком окружающего мира. Если мировоззрение предыдущей цивилизации было связано с абстрактными концепциями о безличностных силах, проявляющихся во Вселенной, силах которые невозможно ни задобрить, ни прогневать, однако можно практически использовать, то в «эпоху Быка» появляется, а затем и полностью доминирует концепция всемогущих личностных богов, связанных с людьми разного рода особыми отношениями, требующих от людей полной покорности и зависимости. Главным символом этих отношений стал обязательный ритуал жертвоприношения.
Наиболее наглядно эту тенденцию можно проследить на примере древнейшего библейского предания о первом сотворенном Богом человеке – Адаме и его потомках. Сотворение Адама приходится согласно библейской хронологии на 4004 год до н.э., то есть спустя 376 лет после начала «эпохи Быка». Адам, и его жена Ева находятся еще в особых отношениях с сотворившим их Богом и лично никаких жертвоприношений не совершают. Однако, уже их первые два сына – Каин и Авель – приносят дар от трудов рук своих (то есть первую жертву) Господу. В итоге Господь, только по одному ему известным соображениям принимает одну, и отвергает другую жертву, что явилось причиной первого братоубийства в среде новых людей. Именно этот эпизод можно рассматривать как своего рода начало культовой традиции совершенно нового типа. Кем бы ни был Бог, принимавший жертвы Каина и Авеля, одно можно сказать наверняка – это существо было могущественным настолько, что вызывало у первых людей благоговейное стремление выражать свою преданность принесением жертв, и в то же время достаточно близкое людям по своему типу мышления, чтобы таким странным и жестоким образом играть чувствами двух первых рожденных представителей нового человечества. Этот краткий и достаточно абстрактный библейский рассказ очень точно отображает самую глубинную суть нового мировоззрения, новой культуры, построенной на идеологии необходимости жертв высшим божественным существам, культуры, полной ментальной зависимости от этих божественных существ, наполненной запутанными ритуалами, странными обрядами и причудливыми суевериями. Со всей справедливостью истоки этой новой культуры усматриваются в области Месопотамии. С другой стороны новое мировоззрение подразумевало идеологию особого божественного избранничества и покровительства, и соответственно, экспансию и захват окружающих территорий. И нет ничего удивительного, что древние неолитические цивилизации, тихо угасавшие со своими абстрактными концепциями, ничего не смогли противопоставить экспансии новой культуры. Интересно отметить характерную деталь библейского повествования: первенец Адама Каин, будучи проклят Богом и изгнан в далекие земли «… познал жену свою; и она зачала и родила Эноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего Энох». Поскольку трудно представлять себе город, построенный отцом семейства всего лишь для трех человек, то, пожалуй, более правомерно предположить скорее не строительные, а организационные таланты Каина, создавшего свой город на «базе» поселения более древней эпохи. А всего лишь через семь поколений праправнук Каина – Тувалкаин стал «ковачом всех орудий из меди и железа», а брат Тувалкаина – Иувал стал отцом «всех играющих на гуслях и свирели». Как мы видим, технический и культурный прогресс развивался стремительно – явление, следов которого мы не находим и близко в предыдущие тысячелетия неолитической эпохи. Столь же стремительно развивался культ, быстро приобретавший формы феномена, известного нам сегодня под названием «религия». Все меньше места остается в нем для практической магии и абстрактных концепций, все больше места в нем занимают догматические предписания и религиозные ритуалы.
Влияние именно этого типа культуры можно усмотреть в кипрских археологических находках «эпохи Быка». Особое внимание обращает на себя глиняная модель, УВЕЛИЧИТЬизображающая окруженное стеной круглое в плане святилище с широким входом. Внутри, перед алтарем, восседает на троне человек, увенчанный короной, а вокруг стоят у стен другие люди. С двух сторон у входа, на специальных местах стоят предназначенные для жертвоприношений быки, а на руках у одной из человеческих фигур лежит младенец (возможно, также предназначенный для жертвоприношения). Алтарь украшен тремя рельефными человекоподобными изображениями с головами быков, держащих змей в соединенных руках. Именно этим трем фигурам и собираются принести жертву УВЕЛИЧИТЬприсутствующие в святилище посвященные. Вероятно, древние ритуалы носили характер исключительно тайного действа, к которому имели доступ далеко не все. Об этом свидетельствует такая запечатленная древним скульптором бытовая деталь, как фигурка у входа, пытающая забраться на стену извне и взглянуть на мистерию, проходящую в святилище. Вторая модель святилища более проста. Она представляет собой только стену с изображением трех фигур, увенчанных бычьими рогами. Фигурка, стоящая перед ними совершает возлияние (или омовение).
Согласно устоявшемуся мнению исследователей этой древней эпохи начало УВЕЛИЧИТЬпостнеолитической цивилизации на Кипре было положено мощным миграционным процессом, случившимся около середины 5-го тысячелетии до н.э., и распространявшимся из Древней Месопотамии. Процесса, который, по сути, ознаменовал собой переход от «Эпохи Близнецов» к «эпохе Быка» и привел к появлению новых, намного более привычных для нашего менталитета религиозных и культурных форм.

Галина Росси, искусствовед

Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004
 
Сайт управляется системой uCoz