На
западном краю архитектурного комплекса находилась цистерна для воды, соединенная
с акведуком северной части города Курион, и составлявшая основу созданной
в 60-х годах I века н.э. системы водоснабжения.
Вся территория храмового комплекса покрыта сетью каналов, вырезанных прямо
в скале. Они проходят во всевозможных направлениях, имеют разную глубину
и сложность, и при этом линии иногда ложаться в организованные фигуры-чертежи,
огибающие храм и теменос. Но сегодня никто не знает их предназначение.
Как обычно бывает, утвердившийся в IV-V веках до н.э. новый эллинистический
культ Аполлона, полностью вытеснил даже саму память о религии древнего
архаического божества, которому поклонялись на этом месте тысячелетиями.
В Римскую эпоху храмы Аполлона были известны по всему миру, а блестящие
праздники, учрежденные в его честь привлекали участников и зрителей, не
только из Эллады, но и из малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний.
В его честь слагались гимны и поэмы, создавались скульптуры и фрески,
повествующие о его божественных деяниях.
Но времена, когда образ Аполлона был взаимопронизан силами жизни и смерти
– образ целителя, защитника от зла, образ основателя и строителя городов,
родоначальника и покровителя племен, образ прорицателя и оракула, блюстителя
космической гармонии, и в то же время губителя, демона смерти– ушли в
далекое прошлое. Теперь об этом напоминают лишь атрибуты божества – лук
со стрелами и лавровый венок. А отождествление Аполлона с солнцем - «Phoebus
Apollo» («Лучезарный Аполлон») - стало
характерно для его культа в более позднюю, эллинистическую эпоху и в римские
времена. Аполлона чтили в Риме как врачевателя недугов, прорицателя и
покровителя музыки. В его честь возводились величественные храмы, среди
которых особенно замечателен храм, сооруженный на Палатинском холме императором
Августом (63 до н.э. – 14 н.э.), в ознаменование
победы при Акциуме в 31 г. до н.э., одержанной над Антонием и Клеопатрой.
|
В
конце XV века, после того как была найдена скульптура Аполлон Бельведерский,
древнегреческого ваятеля IV века до н.э. Леохара, Аполлон стал восприниматься
как воплощение идеала мужской красоты и олицетворение светлого и благородного
начала. А сама статуя считалась вершиной античного искусства и эстетического
совершенства.
Современному человеку более известен образ Аполлона Мусагета – покровителя
искусств, обитающего на горе Парнас, в обществе девяти Муз - богинь поэтического
вдохновения и творчества.
|