28 августа 1993 года автоматическая межпланетная станция «Галилей», во время своего космического путешествия встретила и сфотографировала астероид, имеющий крошечный спутник. Это был первый открытый спутник астероида. И, несмотря на то, что был конец XX века, парочке дали имена из древнегреческой мифологии - Ида и Дактиль.
Дактили – демонические существа, жившие во Фригии (Малая Азия) на горе Ида. Древнейшие мифы повествуют о том, что когда Рея рождала Зевса, то муки были так сильны, что она вдавила пальцы в землю и из нее выросли Дактили (daktilos – по гречески означает «палец»): пять женщин из ее левой руки и пять мужчин из правой. Сестры-дактили поселились в Самофракии, где своими магическими заклинаниями приводили в немалое изумление местных жителей. Некоторые древние историки пишут также, что они были первыми учителями Орфея - фракийского поэта, музыканта, прорицателя и учредителя мистического учения, называемого орфическим. Дактили-мужчины были жрецами Реи-Кибелы, и охраняли колыбель Зевса на Крите. Их звали: Геракл – большой палец (не путать с греческим героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены), Пеон – указательный, Эпимед – средний, Иасий- безымянный, Акесид – мизинец. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 - 21 до н.э.) сообщает, что они, как и их сестры «...были колдунами, подвизались в заклинаниях, обрядах посвящения и мистериях...» Тайные орфические предания основывались на календарной последовательности магических деревьев, каждому из которых соответствовал свой палец, являвшийся частью языка знаков, и своя буква орфического календаря-алфавита. Так, например, дикая олива соответствовала верхнему суставу большого пальца (Геракла), считавшегося средоточием мужской силы, а сам палец символизировал мужское начало. По некоторым преданиям дактиль Геракл принес от гиперборейцев в Элладу дикую оливу и устроил между братьями соревнование в беге, положив, тем самым, начало Олимпийским играм. В совренной хиромантии с пальцами рук соотносятся и другие мифологические персонажи. Например для правой руки: указательный палец (Пеон) соответствует Зевсу (Юпитеру); средний палец - «палец глупца» (Эпимед) соответствуетствует Сатурну, показавшему себя тугодумом в борьбе с Зевсом; врачеватель Аполлон соответствует безымянному пальцу (Иасию), называемому «лекарственный»; мизинец (Акесид) считался магическим пальцем - «вещим мизинцем» - ему соответствует Гермес (Меркурий).
Устойчивое мнение о том, что дактили обладали сверхъестественными способностями, знали магию и врачевание сохранилось и в оккультных произведениях многих авторов. Писательница и теософ Елена Блаватская (1831-1891) в труде «Черная магия в науке» пишет об этом: «Тысячи лет назад фригийские дактили, посвященные жрецы, о которых говорили как о «магах и целителях», лечили болезни с помощью магнитных процессов. Утверждали, что они получали такие целительные способности от могущественного дыхания Кибелы (Реи), многогрудой богини, дочери Неба и Земли».

московский фокусник 

 

Дактили первыми обнаружили железо на соседней с Идой горе Берекинт, и, обладая магическими знаниями и формулами, занялись его плавлением и обработкой. В Европе еще многие века после этого кузнецы считали пальцы своей правой руки Дактилями. А ритмы ударов молота, когда вслед за основным ударом по раскаленному железу делается два коротких удара по наковальне, стали прообразом стихотворного метра – дактиля, образуемого тремя стопами - ударный/безударный/безударный. Другим символом этого стихотворного размера служили три фаланги пальца - первая с ногтем, а две другие - без. Шестистопным дактилем (или гекзаметром) написаны древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Считается что эта стихотворная форма сложилась еще в Дельфах, в святилище Аполлона, где пифия произносила свои прорицания гекзаметром, который «...задавая плавно - напевный, торжественный, неторопливый ритм, в то же время может звучать удивительно гибко...». Поэтическое описание гекзаметра мы находим у Николая Гумилева: «Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев».

 

Галина Росси
искусствовед

  Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
 
тендер на разработку сайта
Сайт управляется системой uCoz