|
Мероприятия
нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению
государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества.
Однако до конца XII в. централизация обеспечивалась в основном за счет
сеньориальных, частных прав англо-нормандских королей, и зависела от их
способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы
и местной церкви. Судебные и фискальные права короны в отношении своих
подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам
и основывались на присяге верности. Они регламентировались в значительной
мере феодальным обычаем, хотя уже начали перерастать его рамки.
Соответственно, они могли быть в любое время оспорены недовольными вассалами.
Свидетельством этому являются непрекращающиеся в XI—XII вв. мятежи баронов,
обвиняющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальными правами. С
момента нормандского завоевания и в течение всего XII в. короли вынуждены
были постоянно подтверждать свою приверженность исконным обычаям и вольностям
англосаксов, а баронам и церкви даровать "хартии вольностей".
Эти хартии содержали положения о мире, об искоренении "дурных"
и поддержке старинных, "справедливых" обычаев, об обязательствах
короны соблюдать привилегии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако
с середины XII в. попытки связать королевскую власть рамками феодального
обычая и собственной присяги стали наталкиваться на усиление публичных
начал в государственном управлении.
До второй половины XII в. в Англии не было профессиональных административно-судебных
органов. Центр управления — королевский двор (курия) — постоянно перемещался
и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку король чаще жил в Нормандии.
В своем расширенном составе королевская курия представляла собой собрание
непосредственных вассалов и приближенных короля. Во время отсутствия короля
Англией фактически правил главный юстициарий — духовное лицо, знаток канонического
и римского права. Его помощником был канцлер, руководивший секретариатом.
Центральная власть была представлена на местах "разъездными"
посланцами и шерифами из местных магнатов, которые нередко выходили из-под
контроля центра. Руководство ими сводилось в основном к направлению им
исполнительных приказов (writ) из канцелярии короля с указанием исправить
те или иные нарушения, о которых стало известно короне. Большинство судебных
дел решалось местными (сотенными, графскими) собраниями и манориальными
судами, применявшими архаические процедуры типа ордалий и судебного поединка.
Королевское правосудие имело, таким образом, исключительный характер и
могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах
или особого обращения за "королевской милостью". Известен случай,
когда один барон, непосредственный вассал короны, потратил почти пять
лет и огромную по тем временам сумму денег в поисках короля для принесения
ему жалобы по гражданскому делу.
Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного
аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны
в основном с мероприятиями Генриха II (1154—1189). Реформы Генриха II,
которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы
управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно
условно свести к трем главным направлениям:
1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской
юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными
и средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и
постоянно действующих центральных судов);
2) реформирование армии на основе сочетания принципов ополченческой системы
и наемничества;
3) установление новых видов налогового обложения населения. Укрепление
судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой
серией королевских указов — Великой, Кларендонской
(1166 год), Нортгемптонской
(1176 год) ассизами, ассизой "О
вооружении" (1181 год) и др.
При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы
применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские
и церковные установления. Типичная для раннего средневековья практика
разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный
характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных
судов — выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены
только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы
шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех
десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом
о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными
полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми).
В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились
аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.
Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась
специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям.
Такая процедура была дарована всем свободным как "привилегия"
и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для
начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской
канцелярии — приказ о праве (writ of rignt), без которого не мог быть
возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах. После этого
расследование должно было проводиться разъездными судьями или шерифами
с помощью присяжных — двенадцати полноправных граждан сотни, которые давали
присягу в качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядок расследования
создавал возможность для более объективного решения дел по сравнению с
ордалиями и судебным поединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся
система королевских приказов приводила к ограничению юрисдикции манориальных
курий по искам о праве собственности на землю. Что же касается правонарушений,
то даже виллан мог обратиться в королевский суд с уголовным иском. Шерифы
могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью
поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.
Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный
механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который
повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.
В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII
в. происходит упорядочение структуры компетенции высшего органа центрального
управления — королевской курии. В процессе специализации функции и выделения
в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия
во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казначейство.
В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются
постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию
в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать
без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах.
Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего
права" Англии.
Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевской власти с английской
церковью, между светским и церковным правосудием. После нормандского завоевания
церковные и светские суды были разделены, причем церковные суды стали
рассматривать все духовные и часть светских дел (браки, завещания и т.п.).
Однако королевская власть сохраняла контроль над церковью. Нормандские
короли сами назначали епископов, издавали церковные постановления для
Англии и Нормандии, получали доходы с вакантных епископств. Однако по
мере усиления папской власти и католического центра в Риме английская
корона стала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, и вопрос о
"свободах церкви" в Англии стал одним из поводов для будущих
драматических конфликтов между церковной и светской властью.
При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому,
как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе,
а светская осталась у короля.
Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в
1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным
судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводу
церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская
юрисдикция устанавливалась и в отношении расследований о церковной собственности,
по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отношении клириков,
обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов
и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы
светской инвеституры короля и возможность его вмешательства в выборы церковью
высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного
духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.
После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась.
Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской
администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники, бейлифы.
Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории
графства, был основным исполнителем приказов королевской канцелярии.
Свои административно-судебные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии
с собраниями графств и сотен, созывая их и председательствуя на сессиях.
Эти учреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно
утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального
правительства на местах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенции
большинства гражданских исков, их роль несколько возросла в связи с назначением
лиц, участвовавших в расследованиях по уголовным делам (обвинительных
присяжных). Участие населения в королевском судопроизводстве стало характерной
чертой английской системы местного управления.
Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности
на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крестьянин,
городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному
положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет
государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.
Прежде всего, была узаконена замена личной воинской повинности уплатой
"щитовых денег", которые стали взимать не только с феодалов,
но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать
наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег"
с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог
на движимое имущество.
Военные и финансовые реформы Генриха II позволили резко увеличить численность
преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны крупнейших
феодалов, а также получить средства на содержание профессионального чиновничества.
Кроме того, очень доходной статьей бюджета оставалось осуществление правосудия.
|
|