гравюра
Альбрехт Дюрер (1471-1528) несомненно, самый выдающийся художник Северного
Ренессанса. Живя в Нюрнберге, на полпути между Нидерландами и Италией,
он черпал вдохновение в трудах живописцев обоих главных европейских культурных
центров того времени. Но Дюрер не был подражателем, как это случалось
с другими художниками, он был ярким новатором. Например, он смело предлагает
использовать пропорции Аполлона при изображении Христа и прекрасную фигуру
Венеры – для образа девы Марии, ставя, таким образом, античность на службу
новому искусству своего времени. Особенно близок Дюрер к Леонардо да Винчи.
Их роднит стремление приравнять художественное творчество к науке. И Леонардо
и Дюрер исповедуют одну и ту же возрожденческую теорию, согласно которой,
живопись является наукой
и источником всех научных открытий. Леонардо говорит: «живопись – наука
и законная дочь природы». «Благодаря живописи стало понятным измерение
земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» - пишет Дюрер.
Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально
образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные
науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. В частности,
в 1515 году он изготовил печатные карты звездного неба. Одна планисфера
показывала все северные созвездия; другая гравюра на дереве изображала
южные. Латинская надпись на южной планисфере гласит: «Иоганн Стабий направил
– Конрад Хейнфогель расположил звезды – Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями».
Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными
светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. В 1514 году,
во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся
яркой кометой. «Меланхолия» - самая загадочная из трех, т. н., «Мастерских
гравюр» Дюрера и одна из любимых его работ. Об этой гравюре написано очень
много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень
часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь,
внимание обращалось на комету. Но оказалось, что очень многое в этой гравюре,
в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует
меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные
начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший
интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись
три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники,
поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает
над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых
преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только
первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на
гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев
рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное, символизирующее
меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера –
печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые
явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее
силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически
боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины
венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния
Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год
создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов.
Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса.
Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс
находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие
схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел
Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах,
где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии.
Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля
1514 года. Она была видна на протяжении всей ночи.
© Алиса Атмане 2000 г. |
|
|
|