Стоит
также напомнить, что в древности, особенно греко-римской, лошадь не относилась
к рабочему скоту. Будучи достоянием господствующего класса, лошадь служила
целям войны, охоты, священных состязаний. В «Илиаде» это подчеркивается
эпитетами hippeus (конный), hippota (конелюбивый) великих героев. Конь
и колесница героя сжигаются на погребальном костре, фракийских и кельтских
воинов тоже хоронят с конем и колесницей. Жертвенные кони должны служить
своему хозяину в царстве мертвых. Недаром Аид, владыка этого царства,
именуется как «славный своими конями».
Конь не обязательно участвует в погребении того, кто при жизни был всадником.
Он дается умершему за заслуги, и прежде всего знатным и снискавшим славу
покойникам. Конь — средство героизации, на которое, несомненно, оказали
влияние пифагорейские верования: избранный переселяется в Эмпирей (12).
Здесь то же ассоциативное единство «полет-конь», на которое мы уже обратили
внимание, говоря о шаманстве. У эллинов эта ассоциативная связь к тому
же обряжена в торжественные одеяния Платоновой символики и «погребального
Пегаса».
От героизированного покойника до героя-рыцаря всего один шаг. Отсюда рукой
подать до бога-рыцаря. Конный воин, атакующий и повергающий противника
в прах, противника, олицетворяющего силы зла — теллурику, вскоре получает
широкую известность во всем средиземноморском мире. Ясно, однако, что
в таком новом контексте конь утрачивает свои прежние хтонические функции.
Он теперь становится частью прежних представлений, в которых начинает
играть положительную роль. Конный воин, с оружием в руках сокрушающий
чудовище, превращается в символ победы над смертью. Конечно, в данном
случае в термине «смерть» заложено гораздо более широкое содержание, чем
просто физическая гибель. Победа одержана над духовной смертью.
На протяжении III в. до н.э., как известно из Плутарха, «герой-всадник»
пользуется популярностью в македонских колониях Файюма. Здесь это домашний
культ, изображающий конного воина сражающимся и побеждающим какое-либо
животное, обычно змея. Данная образность сводима к эллинистической картине
конной героизации, которая как раз в III в. до н.э. охватывает все Средиземноморье.
В Египет эти представления попадают благодаря македонским наемникам. Вскоре
происходит совмещение новых представлений с исконной религиозностью Египта,
которой была чужда лошадиная символика. Совмещение происходит на основе
египетского мифа о Горе, убивающем Сета. Уже не раз отмечалось, что из
Гора-всадника, облаченного в доспехи и с оружием в руках поражающего Сета-крокодила,
развилась коптская иконография святых конных воинов.
В эллинистическую эпоху во всем Средиземноморье отмечен один факт, который
не может не привлечь нашего внимания. Отчасти он касается также эволюции
иконографической типологии, в особенности же развития религиозных идей.
Речь идет о появлении «богов-всадников» в сопровождении ужасающих и злобных
чудовищ. Боги убивают их (например, крокодила убивает Гор, змея — ликийский
Какасб, кабана — так называемые «фракийские всадники») при помощи оружия,
имеющего известную связь с солярным культом: копье Гора, палица Какасба,
лабрис (двойной топор) Зевса Критского или Аполлона Смирнского.
На «дунайских пластинах», как окрестили археологи небольшие металлические
пластинки, обнаруженные в могильниках Паннонии, Мёзии и Фракии, также
отражена тематика солярного божества, вооруженного двойным топором и попирающего
чудовище копытами своего коня. Происхождение пластин, связанных с миром
мертвых, ибо они были найдены в захоронениях, быть может, соотносимо с
автохтонными культами даков. Но поскольку древней религии даков был чужд
изобразительный ряд, постольку можно высказать предположение, что представленный
на пластинках иконографический типаж возник под фракийским влиянием и,
быть может, благодаря эллинскому культу Диоскуров. Правда, археологи считают,
что их находка скорее относится к культу Митры, который был распространен
на окраинах римской эйкумены, и особенно много его приверженцев было в
армии.
В любом случае речь идет об изображениях, сокровенная сущность которых
сотерическая и апотропеиеская. Они прекрасно могли использоваться как
божества-покровители либо как талисманы. Его брал с собой солдат, идущий
на поле брани, его давали мертвому, чьей душе предстояло совершить опасное
путешествие, устремляясь к загробной жизни, в обитель смерти. Дунайского
«бога-всадника» не следует путать с его ближайшим соседом и двойником,
фракийским «героем-всадником», который, как нам кажется, имеет более тесную
и прямую связь с комплексом героизации умершего. И все-таки очевидно,
что оба типажа схожи и обладают общим символическим субстратом. Обращает
на себя внимание также тот факт, что иконографическая разработка больше
тяготеет к изображению охоты, чем сражений. Охота же — тема известная
в изобразительном ряду культа Диониса.
В научной литературе уже отмечалось, что в III в. н.э. благодаря торжеству
Сасанидскои империи и относительному восстановлению древнего маздаизма
(13) получил распространение культ Митры-всадника, убивающего Аримана
(14). Митру изображали охотником, скачущим верхом на коне.
Итак, вокруг лошади с проникновением «народов-всадников» в понтийско-кавказский
мир складывается своеобразный религиозный язык, общий от Ирана до Средиземноморья.
Но и Дальний Восток тоже не остался в стороне. И там конь, божество-всадник
появляются в изображении сотерически-апотропеического победоносца, сокрушающего
темные силы, с одной стороны, и в изображении сотерическом, обеспечивающем
загробное бессмертие,— с другой.
В галльской богине Эпоне, покровительнице лошадей и конюшен, видели олицетворение
целой группы верований, для которых характерна конная героизация и представления
об инициационном путешествии мертвеца, направляющегося к своему последнему
пристанищу. Естественно, героизации принадлежит значительное место в кельтской
религиозности. Для нее характерен культ предков, ставших богами. Ближе
к римской эпохе наряду с женским божеством, оказывающим покровительство
лошадям, появляется солярный всадник, вооруженный молнией и громом. Он
поражает змееподобное чудовище. Вскоре вся эта тематика сливается с темой
мистической охоты.
Сотерическая и психомахическая (15) тема, трансформированная подобным
образом, проникла и в христианскую иконографию. Процесс этот особенно
очевиден в таких странах, как Испания, где процветал культ Диоскуров.
Правда, фундаментальные исследования развеяли легенду о «диоскуровом»
происхождении целого пласта иберийской духовности. И все-таки конный воин,
а вместе с ним и его конь из символа духовного спасения, и следовательно
имеющего апотропеическое значение, переходят в разряд
«профилактической» символики вообще. Связанность с культом мертвых автоматически
подключила коня к ритуалам плодородия. Это видно на примере обычая устраивать
скачки по случаю праздников солнцестояния. Из провожатого мертвых, помощника
солярного божества, попирающего силы зла, конь превращается в товарища,
друга и защитника человека. Остов коня служит защитой усопшему. Череп
коня охраняет от злых сил дома и посевы в берберском, италийском, немецком
и прочем фольклоре. Предзнаменования, связанные с лошадью, уже не только
и не обязательно негативны. Напротив, возникает целый пласт знамений,
сулящих добро. Так, среди островных кельтов лошадь — предмет многочисленных
табу. И тем не менее кандидат на королевский трон уподобляется ими белоснежной
лошади, мясо которой он должен съесть, дабы вобрать в себя все ее достоинства.
В традиционных цивилизациях это обычный обряд.
Весьма долго римский оборонительный вал (limes) был северным рубежом,
останавливавшим продвижение культуры лошади. Тацит, отмечая редкие функциональные
контакты западных германцев с лошадью, указывает, однако, следующую подробность,
которая не ускользает и от нашего внимания. Он говорит о священных лошадях,
интерпретация ржания которых в мантических целях была тогда сложнейшим
искусством. Немного, разумеется, по сравнению с богатой конной мифологией
кельтов, греков и иранцев.
Прошло несколько столетий, и общая картина изменилась. Во французском
фольклоре известна леденящая душу охота, именуемая chasse Gallery, известная
даже на берегах Канады. Это одна из разновидностей «бесовской охоты»—
трагическая кавалькада проклятых. Накаленная грозовая атмосфера. Загадочное
слово «Gallery». А ведь это искаженное имя вестгота Алариха, побежденного
в Вуйе католиком-франком Хлодвигом (16). Конечно, в этом контексте Аларих
принадлежит кельто-римской традиции. Но он все-таки гот, родом из страны
лошадей, откуда за полтора столетия до него его предки двинулись в путь
и перешли римскую границу. Согласно латинской традиции, демон в виде лошади
похищает остгота Теодориха (17). Еще одно путешествие в царство мертвых,
и еще один гот. Кто же эти демоны, вызванные к жизни по воле христиан?
Валькирии скачут на белоснежных лошадях. У кого они взяли их?
Вотан (18), повелитель мертвых. Религиозно-магический мир представлений
германцев известен нам прежде всего благодаря скандинавским источникам,
относящимся, правда, к более позднему времени. Тем не менее даже поздние
и сомнительные подчас свидетельства ясно показывают азийское влияние (которое
многими, однако, отрицается, и не только по историческим соображениям)
на германские верования и культы. В следующих главах мы еще раз убедимся
в том, сколь многим все без исключения германцы обязаны готам, сколь многим
сами готы обязаны народам, жившим в понтийском регионе между Дунаем и
Кавказом. Странно было бы предполагать, что готы, заимствовав оружие и
коня у скифо-сарматов, смешавшись затем с гуннами, не переняли хотя бы
отчасти их духовные ценности, содержательную сторону их культуры. Как
заметил П. Скардильи, их влияние прослеживается в самой ткани готского
языка и прежде всего в заимствованиях, относящихся к области военного
искусства вообще и коневодству и оружию в частности, тем более оно распространяется
на сферу мифологии и концептуальной религиозности.
Источники, откуда можно почерпнуть основные сведения о происхождении Вотана-Одина,—
это «Деяния данов» Саксона Грамматика и «Эдда»(19) Снорри Стурлусона —
сходятся на двух фактах: Один обитает в той части света, которая находится
на Юге, откуда он и совершил завоевание Севера, употребив все свое магическое
искусство. Его совершенство в умении сочинять песнопения, превращаться
в животных, предсказывать будущее, насылать смерть, несчастья и т.д. сегодня
мы могли бы определить как нечто сродни шаманскому искусству.
Волшебник и повелитель Вотан весьма в малой степени может вызвать аналогию
с богом-олимпийцем в общепринятом понимании этого термина. Об этом свидетельствует,
собственно говоря, его имя. Корень его тот же, что и у слова wut, которое
означает «неистовство, исступление, одержимость». Оно наводит на мысль
о шаманском экстазе, о том самом «зверином» трансе, в который, если верить
Геродоту, впадали скифы, накурившиеся конопли. Средневековый автор Адам
Бременский подчеркивал: «Вотан сиречь бешенство».
Коль скоро религия германцев благодаря контакту со степью претерпевает
эволюцию и становится тем, что она есть, нас не может не заинтересовать
одна ее определяющая особенность: сакрализация лошади, значение которой
возрастает по мере возвеличения культа Одина. Конь становится неразлучным
товарищем этого бога и непременным участником его свиты.
В самом эпизоде инициации Одина устанавливается четкая корреляция: испытание
— Космическое древо — лошадь. Космическое древо — это виселица Одина.
Оно — Мировой ясень. К нему Один и привязывает своего коня. Вера в то,
что боги привязывают коней к Мировому древу, была распространена в Средней
и Северной Азии.
Итак, у Одина есть конь Слейпнир, шаманский скакун о восьми ногах. С его
помощью бог общается с царством мертвых. Все вышесказанное о роли лошади
в шаманском «путешествии», ее значении как провожатого усопшего, должно
быть, проливает достаточно яркий свет на общность религиозных представлений,
в центре которых Вотан-Один. У бурят есть легенда, в которой тщательно
проводится различие между четырехногим обычным и восьминогим конем, являющимся
плодом любви девушки с шаманским прародительским духом. Снова перед нами
восьминогий конь как средство общения с царством мертвых. Восьминогие
кони встречаются не только в германских, но также и в японских мифах и
ритуалах. Здесь они выполняют погребальную и эстетическую функцию. Известный
исследователь Я. Пропп справедливо сближает образ многоногого коня с образом
многоголового и многокрылого коня (хотя попытка Я. Проппа рационализировать
данную символику — она означает, мол, чрезвычайно высокую скорость передвижения
— и представляется нам необоснованной).
Главный источник, обнажающий связь «Вотан-Один — конь — спуск в преисподнюю»,—
это сага о Хадинге, содержащаяся во второй части первой книги «Деяния
данов» Саксона Грамматика. Хадинг, древний датский король, потерпел поражение
в битве. Его спасает Один, являющийся в виде старика-слепца, и увозит
на волшебном коне. Один дает королю отведать зелья, выпив которое тот,
ведомый женщиной, посещает царство мертвых, присутствует при непрекращающихся
сражениях, в которых участвуют герои, павшие на поле брани. Согласно другим
вариантам. Один сам, оседлав коня, спускается в Хель (20). Там он заставляет
прорицательницу предсказать будущее Бальдра. Ритуальная отчетливость всей
этой сцены некромантии производит сильное впечатление. Оракул начинает
вещать под действием песнопений «отца волшебных чар».
Мифы, выстроенные вокруг темы загробного путешествия и волшебного коня,
имеют характерный азийский привкус. Можно предположить, что среди северных
германцев они получили распространение, а затем дошли до нас в момент
наибольшего и широкого проникновения культа Одина и рунического искусства
в Скандинавию. Руны — это не только письмена. Они магическое заклинание,
«песнопения» (carmina). Руны обладают волшебной силой. Религия Одина,
руническая мудрость, древняя магическая поэзия — вот три ипостаси одной
и той же культуры. Конь неразрывно связан с ней. Он самый дорогой друг
и товарищ во время охоты, войны. Он товарищ в царстве мертвых.
Так от лошадей, содержавшихся в священных рощах, которые неприкосновенны
и «белоснежны», по ржанию которых германцы совершали свои ауспиции, перебрасывается
мостик тоже к белым лошадям, на которых Валькирии переносят в Вальхаллу,
«пристанище избранных», павших в бою воинов. Княжеский конь, следуя за
своим хозяином, становится его товарищем. С ним он делит радость вечного
сражения и вечного пиршества. Умерших от болезней или от старости ждал
тоскливый Хельхейм, где не слышно звуков песен, не пенится веселое пиво,
не звенит оружие.
Конь пылает в погребальном костре благородного германца. Потом, когда
на смену кремации приходит предание тела земле, конь опускается в могилу
германских королей. Если нет коня, его заменяет сбруя либо изображение,
например фибула, очень похожая на ожерелья, распространенные в так называемой
культуре степи. Как и во времена Тацита, владеть конем означало принадлежать
к более высокому социальному рангу. Количество религиозных смыслов, связанных
с конем, возрастало.
Изучение предметов, использовавшихся в погребальном обряде германцев,
убеждает нас в том, что постепенно они немало заимствовали у народов степи,
главным образом путем ассимилирования погребального ритуала, например
у скифо-сарматов. Затем сходство постепенно ослабевает, хотя, как представляется,
не без сопротивления и не без сохранения некоторых элементов подражания,
не исчезнувших даже с наступлением христианской эпохи.
До утверждения готской гегемонии в культуре германский погребальный обряд
был достаточно прост. Главное — не нарушить ранг покойного. Захоронения
представителей благородного сословия (кремация применяется все реже),
как правило, устраивают в каком-нибудь уединенном месте. Снаряжение покойника
не так уж и богато. Чаще всего это конская упряжь, иногда вместе с оружием.
Появление готов с середины III в. н.э. изменяет ситуацию. Могильники германских
вождей все более напоминают гробницы героев Гомерового времени либо захоронения
скифских царей, которые описал Геродот. Коню в погребальных обрядах отводится
все более почетное место.
После принятия готами и другими германцами христианства животные в захоронения
попадают реже. Но в погребальных обрядах с большей терпимостью относятся
на протяжении очень продолжительного времени к конскому снаряжению и оружию
воина-всадника. Вероятно, конская упряжь — это знак, заменяющий самое
животное. Аналогичную роль играют, по-видимому, изображения лошади, в
основном фибулы. Так или иначе, они в ходу у всех германцев: у готов,
лангобардов, аламаннов, франков. На щитах франков обычно изображение коня.
Разумеется, находки более или менее полного снаряжения конного воина в
германских захоронениях VII в., то есть когда завершается первый цикл
христианизации первой миграционной волны, ставят перед исследователями
ряд вопросов. Изучая богатое погребальное снаряжение, например, аламаннов
или баваров, нельзя не задуматься, являются ли конные аксессуары знаками
благородного происхождения умершего (в случае положительного ответа лошадь
соотносима со своим исконным значением, указывая на божественное происхождение
аристократии германцев), или же они просто доказывают более широкое использование
конных воинов у западных германцев, где прежде предпочитали воевать в
пешем строю (в этом случае речь идет о сугубо военно-технической эволюции).
Что касается Северной Германии, некоторые археологи считают захоронениями
дружинной знати могильники, относящиеся к VIII в., где были обнаружены
предметы, указывающие на наличие в обиходе лошади. В Нижней Саксонии того
же периода найдены захоронения людей вместе с лошадьми. Как интерпретировать
все эти находки? Вполне доказательного объяснения до сих пор нет. Правда,
некоторые археологи считают, что подобные факты свидетельствуют не столько
о социальном расслоении, сколько о характере представлений, относящихся
к культу мертвых и загробному миру. Гипотеза подтверждается расположением
предметов снаряжения и коня по отношению к захороненным. Церковь выступала
против похоронного снаряжения вообще, но, судя по всему, была вынуждена
корректировать свои протесты, сообразуясь с условиями места и времени.
Эффективность церковной борьбы была в разные периоды и на различных территориях
неодинаковой. В захоронениях германцев периода перехода от язычества к
христианству трудно с достаточной уверенностью сказать, является тот или
иной персонаж язычником или христианином. Сама постановка вопроса весьма
относительна. Достаточно вспомнить, какими потрясениями и «недоразумениями»
сопровождалось «обращение» в христианство этих народов, сколь прочно держались
в их повседневной жизни собственные обычаи и ритуалы и после того, как
утратили свое первоначальное значение. А трудности понимания ценностного
смысла тех или иных предметов снаряжения? Как узнать, обол (21) или просто
добыча? О трудностях оценки многозначных религиозных символов, того же
креста например, мы умолчим.
Впрочем, подтверждением того, что конь — друг и за гробом, связанный не
исключительно с социальным рангом умершего, но со всем комплексом религиозных
представлений, служит факт длительного сохранения обряда его погребения
вместе с воинами вообще в областях Европы, на протяжении многих веков
остававшихся недосягаемыми для христианства, а после христианизации воспринявших
новые ценности весьма осторожно. Речь идет о Северной Европе.
Богатые захоронения вождей, относящиеся к VII— VIII вв., дают возможность
ознакомиться с прекрасным вооружением аристократии. В захоронениях иногда
встречается и конская упряжь. Следовательно, внутри этой аристократической
группы были конные воины. Иконографические источники — в основном стелы
острова Готланд — изображают отлично вооруженных воинов и коней.
На одной из стел — упландской, датируемой серединой V в.,— воин сидит
верхом на коне. Очень важно понять, относятся ли эти изображения к пантеону
богов, героизированным предкам, или же мы имеем дело с отображением воинских
обычаев того времени. Трудно ответить определенно. Вспомним, что на готландских
стелах, относящихся даже к VIII в., изображения всадников, вооруженных
копьями, сосуществуют с изображениями пеших воинов, главное оружие которых
меч. В самом деле, викинги еще очень долго предпочитали вести пеший бой
(что, впрочем, логично, учитывая их морские странствия). Правда, при необходимости
они путешествовали и верхом, а вожди их очень любили покрасоваться на
коне. Наверное, в свое время викинги пытались перевозить боевых коней
кораблями. Но предприятие это было весьма сложным. Только норманнам начиная
с XI в. оно с блеском удалось. Позднее они построят даже специальные суда
для перевозки лошадей. Однако лошадиные скелеты, которые находят в погребальных
ладьях, как представляется, всего лишь элемент древнего погребального
обряда, связанного с культом Одина.
Итак, воин Северной Европы обычно не воевал верхом.
Лошадь была не боевым, а транспортным и парадным животным. Много позже
в Дании вождям все-таки пришлось обзавестись необходимым снаряжением и
сесть на коня. Но популярным конь так и не стал. Слишком дорого стоило
снаряжение. Викинги, вероятно, тоже придерживались обычая саксов и прочих
германцев: к месту сражения они прибывали верхом на коне, затем спешивались
и сражались как пехотинцы.
Религиозное почитание коня северными германцами было сохранено и после
принятия христианства. Особенно сильное выражение оно получило в «Эдде»,
где сочетается с религиозным почитанием священного оружия. На наш взгляд,
подобный параллелизм — постоянное явление. Недаром викинг бросает клятвопреступнику
тройное проклятие: «Чтобы корабль твой стал недвижим даже при попутном
ветре! Чтобы конь твой не пошел галопом, даже если ты будешь бежать от
противника! Чтобы твое оружие не поразило никого, кроме тебя самого!»
Коль скоро оружие, конь и корабль упоминаются вместе при произнесении
проклятия, значит, для этого была глубокая причина. Клятву приносят именно
на них: «Клянусь палубой корабля, ободом щита, крупом коня, лезвием меча
моего...» Столь значительна их сакральность, что они образуют магический
ряд, свойственный обычно только человеку. Выделяя их из всего остального
мира вещей, им дают даже имя собственное.
Накануне европейского средневековья германцам, последовавшим примеру степных
народов и их обычаям, удалось создать религиозно-магическую систему, центральным
пунктом которой было единство «конь-всадник». От Галлии до Испании, повсюду
в Средиземноморье это единство христианским миром было принято. Мир этот
был готов включить это единство в свою культуру, сделать собственным достоянием.
Значение такого факта не следует игнорировать. Благодаря ему можно глубже
уяснить феномен западной рыцарской цивилизации уже в самый момент ее зарождения.
Неприязненное перо Аммиана Марцеллина рисует варвара в ужасном облике
кентавра. Да, кентавра!(22) Но Аммиан даже не подозревает, сколь точно
бьют в цель его на блюдения. Варвары привыкли жить вместе с конем, величать
его по имени, беседовать с ним. Они не удивились бы, ответь он вдруг человеческим
голосом. Столь глубоко укоренилась в их жизни традиция считать коня мудрым,
обладающим даром речи и прорицания. Они готовы рисковать жизнью ради своего
коня. Они уверены, что в трудный час он тоже придет на помощь и выручит
из беды. Они восхищены, как дети, его великолепием, заботятся о его здоровье.
Они уверены, что конь не оставит их и после смерти. Одним словом, действительно
кентавры.
Подтверждением тому слова, запечатленные в «Аламаннской правде», хотя,
надо сказать, аламанны и не прославились как самые блестящие конные воины:
«Оскорбить коня — это то же, что оскорбить всадника».
Прометей, Гефест, шаман. На византийских иконах, где изображена борьба
св. Георгия с драконом, мы видим красного коня. Из ноздрей его вылетает
сноп огненных искр, клубы дыма. Это огнедышащий конь. Лучше не скажешь
о его природе, связанной со стихией огня. Однако некоторые все же считали
этого коня порождением воды или подземного царства. Но смеем утверждать,
что боевой друг св. Георгия — конь солярный, уранический, борьба его с
водными и подземными чудовищами имеет символическое значение. Это схватка
животворных сил неба с безликими, слепыми силами хаоса, которые гнездятся
под землей.
1 2
Примечания
(открываются в новом окне)
Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства
(фрагмент части 1. главы 2. Подземными путями)
Обсудить
тему на форуме
|