Наиболее
выдающемуся, прославленному и замечательному Сенаториальному Ордену Мюльхаузена
в Имперской Республике Тюрингия, мужам, известным своими добродетелями,
познаниями, и подлинным благородством души; а также наиболее бдительному
Члену Магистрата, Кристоферу Райнарту, наиобразованнейшему Доктору всех
Законов, Пфальцграфу, и т.д., с выражением искренней признательности,
Михаэль Майер, Доктор Медицины, Граф Имперской Консистории, Рыцарь и Пфальцграф,
предлагает и с глубоким уважением посвящает этот труд (каковой бы ни была
его ценность), с благодарностью и добрыми пожеланиями.
Выдающиеся и просвещенные Господа, о знаменитом ТРЕНОЖНИКЕ, подаренном
Вулканом Пелопу, когда тот взял в жены Гипподамею, дочь Эномая, царя Элиса,
говорят, что Пелоп из-за его удивительных свойств передал Треножник Пифии
Аполлона в Дельфах, и он способствовал тому, чтобы девственница пророчествовала
по вдохновению Божьему. Так, когда этот Треножник, изготовленный Вулканом,
попал в мои руки, следуя примеру Пелопа, я решил пожертвовать и вручить
его наиболее достойному ордену, и, конечно же, прежде всего, Вашим Преосвященствам
и Превосходительствам, не с целью, конечно же, выступить в роли Пророка
(хотя в пророчествах, как минимум химических, тут недостатка нет), но
чтобы публично засвидетельствовать устремления и добрые намерения моей
души вам, которые несколько лет тому назад во время моих странствий в
качестве одного из советников по медицине светлой памяти Его Императорского
Величества Рудольфа II, высказали его министрам свои глубокие чувства
по отношениею к этому вельможе. С тех пор я превозношу ваши добродетели
насколько это возможно, и не только на словах, но так же много уделяю
внимания тому, как полнее использовать свои знания на практике и получить
наилучший результат. Осознавая, что обладаю лишь ограниченными литературными
способностями, я затратил немалые усилия на написание Atalanta Fugiens,
и хотел бы посвятить ее такой, какая она есть, Вашим Преосвященствам и
Превосходительствам, подражая в этом писании как современным, так и античным
авторам из тех, которые не любили появляться на публике в одиночку, без
сопровождающего или компаньона. Ибо если они упадут, кто поможет им подняться?
Я прошу позволить мне называть вас Патронами этого маленького произведения;
не потому что я призываю вас приложить свою руку к этому исследованию
(ваши в высшей степени серьезные занятия не оставляют вам достаточно времени),
но потому, что мне кажется, вы вполне готовы всесторонне защищать данную
доктрину, а это является для меня наиболее важным и ценным в настоящее
время. Как бы то ни было, я уверен, что вы оцените мои усилия, принимая
во внимание более не скудность этой книги, но искренность моего сердца,
и включите меня в число наиболее послушных служителей Ваших Преосвященств.
На этом я прощаюсь с вами.
Написано во Франкфурте-на-Майне,
в Августе месяце 1617г.
|
Человек,
мой благосклонный читатель, вполне может быть назван в данном контексте
компендиумом вселенной, которому судьба предназначила прожить три жизни,
а именно: растительную в материнской утробе, где он развивается почти
во всем подобно растению; чувственную жизнь, то есть жизнь в этом мире,
где большей частью он следует своим чувствам, как и все остальные животные,
от которых он отличается лишь благодаря своему интеллекту, хотя и пользуется
им несовершенно; и, наконец, разумную жизнь, в другом мире, принадлежащем
Богу, сопровождаемый гениями добрых Ангелов. В настоящей жизни, чем ближе
он приближается к божественной природе, тем больше он испытывает радость
и находит удовольствие, исследуя вещи при помощи ума - вещи тонкие, чудесные
и редкие. И напротив, тот, кто склоняется к животному началу, понимает
такие вещи гораздо меньше, и ограничен чувственным восприятием. Мы можем
наблюдать примеры и тех, и других: к первым относятся люди болеее образованные,
посвятившие себя изящным искусствам и наукам; ко вторым можно отнести
то подавляющее большинство людей, отдающихся телесным удовольствиям, похоти,
обжорству, показной роскоши, и тому подобным вещам.
Что же касается развития интеллекта, Бог сокрыл бесчисленные тайны в природе,
которые подобно огню, полученному от кремниевой искры, могут быть выделены
и применены в различнейших науках и искусствах. Секреты Химии не последние
среди них, а скорее первые и наиболее ценные после изучения божественной
природы; но только не в руках странствующих обманщиков и псевдо-химических
шарлатанов (которые в этом вопросе напоминают осла, пытающегося играть
на лире, такие же далекие от подлинной доктрины и цели), а когда ими обладают
истинные мастера, просвещенные и рожденные для изучения тех вещей, каковые
являются наиболее тонкими, и в то же время величественными, священными,
редкими и сокровенными, познать которые можно скорее умом, чем чувствами,
скорее путем глубокого размышления после прочтения книг различных авторов,
сравнивая их между собой и с трудами природы, чем чувственными действиями
или практическими экспериментами, каковые никуда не приведут без знания
Теории.
Среди интеллектуальных занятий подобного рода, следующими необходимо отметить
те, которые имеют дело с видимыми и слышимыми объектами, а именно Оптику,
или перспективу, и рисование, называемое беззвучной Поэзией, точно так
же, как в свою очередь букву называют говорящей картинкой; также Музыку,
как вокальную, так и инструментальную, которой древние Философы настолько
усердно занимались, что считали невеждой всякого, кто не мог ничего исполнить
на лире во время праздника, или спеть, держа в руках миртовую ветвь, как
нам свидетельствует Фемистокл. Сократ был музыкально образован, и Платон
также, причем последний утверждал, что никто не может достичь гармонии,
если не получает наслаждение от гармонии Музыки. Наиболее знаменит в этом
отношении Пифагор, о котором говорят, что он использовал музыкальные симфонии
по утрам и вечерам, чтобы укреплять дух своих учеников. Да, Музыка обладает
той особенной силой, которая возбуждает и успокаивает страсти, в соответствии
с различным музыкальным ладом; так, Фригийский лад был объявлен греками
воинственным, потому что он призывает к войне и битве, и обладает определенной
способностью поднимать дух солдат: вместо него сейчас используется Ионийский
лад, который ранее считался лирическим (каковым мы сейчас называем Фригийский),
из чего можно предположить, что лады сменяют один другой. Утверждается,
что Тимофей Милетский, используя Фригийский лад, помог Александру Великому
достичь большего мастерства и твердости духа в ратном деле, как Цицерон
указывает в De Legibus 2. Терпандер с острова Лесбос воспользовался Ионийским
ладом, когда предстал перед судом Спартанцев, оглушенный криками негодования,
и так смог успокоить их дух своей песней, что они стали дружелюбны и спокойны.
С тех пор певцы Лесбоса всегда выходили перед началом Спартанского суда.
Фабий сказал о музыке: "Музыка есть достойное и похвальное занятие,
наиболее приличествующее людям ученым и свободомыслящим." Таким образом,
чтобы представить все это единым целым, и объединить все три объекта для
наиболее одухотворенных чувств, а именно для зрения, слуха, и собственно
ума, и дать возможность душе охватить все это одновременно, мы соединили
Оптику с Музыкой и с интеллектуальным смыслом в виде избранных химических
эмблем для слушания и наблюдения, соответствующих этой науке. Если же
воспользоваться другими искусствами для создания эмблем или поучений,
или изображения вещей вроде тайн природы, это бы не соответствовало их
возможностям и целям, так как они стремятся быть, как и должно им быть,
понятными для всех. Химия же не такова, она как целомудренная дева за
гратами, как Диана, которую нельзя увидеть иначе как, как скрытой под
разноцветной вуалью, по причине, совершенно очевидной. Четыре вещи заключены
одновременно и связаны навсегда в этой книге, предназначенные исключительно
для твоей пользы: поэтическая аллегория; вымысел художественный и эмблематический,
выгравированный на "Венере" или меди не без изящества; наиболее
глубокие тайны Химии, предназначенные для интеллектуального исследования;
и, наконец, музыкальные миниатюры. Чем в большей степени средства эти
воздействуют на разум, а не на чувства, тем больше от них пользы и полнее
результат: хотя, конечно, же, чувства первыми поверяют их, но затем, несомненно,
они должны направить их к разуму, подобно воротам. Сказано, что нет ничего
такого интеллектуального, что не вошло бы в нас через один из органов
чувств, поскольку разум новорожденного подобен чистому листу, на котором
еще ничего не написано, но может быть написано что угодно при помощи чувства,
как при помощи пера. Есть также поговорка: "Никто не желает того,
что ему не известно," потому что все необходимо познать интеллектом,
привести к нему, как к судье и повелителю, после того, как чувства восприняли
это подобно исследователям и посыльным, подобно стражникам, охраняющим
врата города.
Я добавлю еще несколько слов по поводу названия эмблем, которые могут
показаться вам странными и неприятными. Аталанту поэты славят за ее быстроту,
которая позволяет ей побеждать всех преследователей, - неудачников, которые
вместо девы, обещанной в качестве приза, находят смерть; пока Гиппомен,
наиболее дерзкий и дальновидный юноша, не победил и не завоевал ее, бросив
три золотые яблока, одно за одним, во время бега, так что пока она наклонялась
за ними, он успевал приблизиться, и догнал ее до финиша. Так же, как и
Аталанта, так и один музыкальный голос всегда опережает другой, а тот
бежит вслед подобно Гиппомену, пока они не сольются на основе третьего
голоса, представляющего простой и постоянный ритм, подобный золотому яблоку.
Эта дева - чисто химическая, а именно Философский Меркурий, зафиксированный
и удержанный в полете золотым сульфуром; тот, кто знает, как ее заполучить,
обретет жену, которую искал, но без этого знания он потеряет все и погибнет.
После того, как Гиппомен и Аталанта соединились в храме Матери Богов,
т.е. вазе, возникают львы, т.е. они приобретают красный цвет. Эта дева
также одержала победу над мужчинами, когда убила гигантского вепря, за
которого получила приз от Мелеагра. В храме Эскулапа в Стетейе, она, испытывая
жажду, ударила рукой по скале, и из скалы потекла вода. Поскольку все
эти эпизоды, конечно же, не являясь историческими, представляют собой
аллегории и эмблемы, я решил написать данный эмблематический трактат в
качестве интеллектуального посвящения этой Героине, в особенности учитывая,
что брошенные перед ней яблоки были сорваны в Саду Гесперид и дарованы
Гиппомену Венерой, Богиней красоты.
В музыкальных пьесах, или фугах, вы обнаружите, что каждый куплет, соответствующим
образом исполненный на три голоса, составляет песню, в которой разнообразие
фуги сведено к одной мелодии так, что всякий рассудительный и интеллигентный
человек вполне одобрит такое эмблематическое изложение и разложение куплетов
на индивидуальные голоса, и оценит его по справедливости. Если существуют
коммерсанты, оценивающие произведения неких художников и покупающие их
за большие деньги, хотя произведения эти просто обманывают глаз, потому
что изображение на них кажется очень близким к природе, то сколько же
всего может грамотный человек почерпнуть ценного из этих фигур, которые
обращаются к интеллекту и некоторым органам чувств, и от которых можно
ожидать открытия весьма великих вещей, как полезных, так и развлекательных?
В добрый путь, читатель! |