«Книга ремесел и торговли»—первая подробная запись порядков, своего рода кодекс цеховых порядков, существовавших во многих цехах Парижа в середине XIII в. Эта запись была произведена по приказу прево Парижа Этьенна Буало с целью регистрации цеховых порядков. «Книга ремесел и торговли» составлялась в эпоху обретения городами своего правового статуса, в период экономического роста. Париж, расположенный на территории королевского домена, находился под контролем королевского чиновника. Статус королевского города определял его экономическую и политическую жизнь. «Книга ремесел и торговли» свидетельствовала о том, что право на занятие каким-либо ремеслом в Париже покупалось у короля и было первым обязательным условием ремесленной деятельности, после которого упоминалось знание ремесла. Кроме того, в цеховых уставах оговаривалось право мастера — организатора производства брать на обучение учеников и нанимать помощников-подмастерьев. При этом численный состав подмастерьев и учеников не всегда регламентировался. Правовой статус цехового мастера, подмастерья и ученика определялся условиями хозяйственного функционирования цеха в средневековом городе. (...) О БУЛОЧНИКАХ В ПРЕДЕЛАХ ПАРИЖСКОГО ОКРУГА Никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, если он не купил у короля ремесло; (...) продают же вышеупомянутое ремесло от имени короля те, кто его от короля купил, одному булочнику дешевле, другому дороже, как им заблагорассудится. Никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, (...) если не платит королевского обана* и кутюм цеха, разве только у него есть королевская привилегия. * обан – название одной из кутюм, по которой было издавно установлено: всякий, кто будет платить обан, будет более свободен и будет платить меньше поборов со своего ремесла, чем тот, кто не будет платить обана. О МЕЛОЧНЫХ ТОРГОВЦАХ, КОТОРЫЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ И ОВОЩИ Никто не может быть в Париже мелочным торговцем, продающим фрукты или овощи, т. е. чеснок, лук, мелкий чеснок и все другие подобные овощи, если не купит ремесло у короля; а продает его от имени короля тот, кто его купил у короля, одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше. О КУЗНЕЦАХ И ИЗГОТОВИТЕЛЯХ БУРАВОВ, КРЮЧКОВ И ШЛЕМОВ О КУЗНЕЦАХ-НОЖЕВЩИКАХ Никто не может быть в Париже ножевщиком, если не купит ремесла у короля, а продает его от имени короля главный королевский кузнец, которому король его дал; продает так, как ему угодно, одному дороже, другому дешевле до 5 су; эти 5 су он не может превышать. Как только ножевщик купил право заниматься ремеслом у того, кто заведует этим ремеслом от имени короля, он должен поклясться на святых, что будет хорошо и честно относиться к ремеслу по обычаям и кутюмам, которые таковы: никто из ножевщиков не может одновременно иметь более двух учеников и не может брать их менее, чем на шесть лет обучения, но на больший срок может брать и за деньги, если может получить (...), не может работать в праздничные дни, когда весь город празднует, ни ночью над изделиями, которые относятся к ремеслу ножевщика, так как ночное освещение недостаточно для этого ремесла (...), не должен работать в мясоед после звона к вечерне, ни в пост после звонка к повечерию (...)не должен переманивать от других ученика, или подмастерья, сам ли, или через другого, прежде, чем те закончат свою службу. ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЯХ ЧЕТОК ИЗ КОРАЛЛОВ И РАКОВИН Решено всеми членами парижского цеха четок из кораллов и раковин, что никто из этого цеха не может работать ночью ни зимой, ни летом, ни в общие праздники, соблюдаемые всем городом, ни полировать, ни нанизывать четки, ни делать какую-либо другую работу, относящуюся к упомянутому цеху в дни праздников Богородицы и в другие обшие праздники. Далее, никто из тех, кто хочет быть учеником в упомянутом цехе, не может приступить к работе в этом цехе, пока не уплатит 5 су братству. Каждый мастер цеха может иметь только одного ученика. Никто не может брать ученика менее, чем на 12 лет. Никто не может брать ученика, если не имеет мастерской, т. е. очага. О КАМЕНЩИКАХ, КАМЕНОТЕСАХ, ШТУКАТУРАХ И ЦЕМЕНТЩИКАХ Кто хочет, может быть в Париже каменщиком, лишь бы знал ремесло и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы. Никто в своей мастерской не может иметь более одного ученика, а если имеет ученика, не может брать его менее, чем на шесть лет, но на более долгий срок и за деньги, если может их получить, он может взять. О СУКНОДЕЛАХ
Никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля,
а тот, кто купил кутюму у короля, продает ее одному дороже, другому дешевле,
как ему кажется лучше. О ПОРТНЫХ ПЛАТЬЯ
Каждый, кто хочет быть парижским портным платья, может им быть свободно,
лишь бы знал ремесло и имел средства. Портные платья могут иметь и держать
столько подмастерьев и столько учеников, сколько хотят, и на такой срок
и за такие деньги, какие они могут иметь. ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЯХ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем растительного масла, может им быть, лишь бы знал ремесло и имел средства. Каждый парижский изготовитель растительного масла может изготовлять масло из оливок, миндаля, орехов, конопли, мака. Каждый парижский изготовитель масла может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет, и на такое время, на какое захочет, и может работать днем и ночью всякий раз, как пожелает. Никто из парижских изготовителей масла не должен никаких кутюмов с орехов и с конопли, которые он покупает и продает в Париже оптом и в розницу, в любом размере, каким бы образом он ни привез в Париж по земле или по воде; они свободны от этого по причине того, что платят кутюму за масло. Никто из парижских изготовителей масла и никто другой не может и не должен покупать масло у чужака, если оно не измерено присяжными, которые установлены для хорошего и честного измерения под их клятвой как для продавца, так и для покупателя, как для чужаков, так и для своих; но они (покупатель и продавец) могут по своей доброй воле договориться, чтобы масло не было измерено. (...)
Книга ремесел и торговли города Парижа //Средние
века. М., 1957, 1958.
|
К словарю географических названий
|
Историко-искусствоведческий
портал "Monsalvat" © Idea and design by Galina Rossi created at june 2003 |