Мартин
Лютер
(1483 — 1546 от Р.Х.)
Великий немецкий реформатор Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в
городе Айслебене, Саксония; там же он и умер 18 февраля 1546 года. Он
был вторым сыном Ганса Лютера, шахтера из крестьянского рода, происходившего
из Тюрингии. Мартин учился в Эрфуртском университете и в 1505 году получил
степень магистра искусств. По желанию своего отца, он начал осваивать
профессию адвоката. Но как-то, направляясь пешком из Манефелта в Эрфурт,
был застигнут грозой, которая заставила его припасть к земле. Он воскликнул:
«Святая Анна, помоги мне, и я стану монахом». Позже Лютер пожалел о данной
клятве, но чувствовал себя связанным. Он вступил в орден монахов и начал
вести очень аскетическую жизнь, чтобы быть угодным Богу.
В
1507 году Лютера посвятили в священники, и он начал работу учителем богословия,
повышая свое положение как ученого. В 1508 году он стал учителем в университете
города Виттенберга. 19 октября 1512 года Лютер получил степень доктора
богословия и вскоре после этого стал преемником Штаупитца на факультете
богословия в качестве профессора библейской теологии.
Лютер
чувствовал настоятельную внутреннюю потребность в истинной праведности,
— том, чего он не мог добиться епитимьями, монашеством или жертвоприношениями.
Размышляя над одним местом из Послания к Римлянам (1:17), он открыл то,
что он начал рассматривать как истинное значение Евангелия. Это проникло
во все его учения, и он все более критически стал относиться к католической
теологии, базирующейся на аристотелевских принципах. В 1515 году Лютер
стал священником городской церкви Виттенберга. После долгих молитв он
прикрепил к двери церкви Шлосскирхе (церковь при замке) в Виттенберге
девяносто пять академических тезисов «О силе индульгенций». В этих тезисах
(архиепископ издал девяносто четыре тезиса, одобряющих индульгенции) указывалось,
что если индульгенции являются оплатой, принимаемой в качестве «добрых
дел» для освобождения от временного Божьего наказания, от страданий чистилища
или от вины, то они противоречат христианству, которое позволяет верующему
каяться самому в течение всей своей жизни. Разгорелся спор, и Рим обвинил
Лютера в ереси. Его основным оппонентом стал Иоанн Эн, который обвинил
Лютера в еретической враждебности к папе.
На
общем собрании августинцев Саксонии, проведенном 26 апреля 1518 года в
Гейдельберге, Лютер защищался блестяще. Благодаря влиянию архигерцога
Фредерика и Виттенбергского университета дело Лютера было представлено
не в Риме, а перед кардиналом Каетаном в Аугсбурге. Каетан, разъяренный
тем, что Лютер не желал отрекаться от своего мнения, жаждал арестовать
его как еретика. Каетан заявлял о том, что у него есть разрешение папы,
которого он на самом деле не имел. Политические условия не позволяли издать
официальный приговор, кроме того, Лютера защищал Фредерик.
|
|
В
1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые
и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и
простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому
дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском
пленении церкви» и «О Христианской свободе». 10 декабря 1520 года Лютер
красноречиво отказался подчиняться папе, привселюдно сжегши экземпляр
папского послания.
Лютера
вызвали к ответу перед Немецким конгрессом в Вормсе, где он должен был
отвечать на обвинение в ереси. И со скамьи ответчика, как с кафедры, Лютер
произнес свою известную защитную речь.
Говорят
(хотя это, возможно, и в некоторой степени домысел), что в конце он с
пафосом воскликнул: «Вот моя позиция! Я не могу иначе! Да поможет мне
Бог!» Он сразу же был отлучен от католической церкви.
Друзья
препроводили Лютера в безопасное место, замок Вартбург, поэтому Вормский
экзит (смертный приговор) так и не был приведен в исполнение.
Лютер
составил в 1529 году «Большой катехизис» и «Малый катехизис». В них отражено
его понимание христианского Евангелия, и основные принципы его веры оставлены
для многих поколений лютеран. Его комментарии к книгам Бытие и Галатам
стали широко известны. Его основная работа состояла в дальнейшем укреплении
Реформации, и двадцать лет он посвятил переводу Нового Завета на немецкий
язык.
В
последние годы жизни Лютер страдал от болезни, связанной с пищеварением.
Мозг Лютера был чрезвычайно плодотворным. Он твердо установил в Европе
три величайшие истины Нового Завета, которые веками были погребены под
ритуалами и мертвым формализмом:
1)
Человек получает оправдание исключительно через веру;
2)
Всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с
Богом через Иисуса Христа;
3)
Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета
для христианина.
Из
Проповеди: «Оправдание Через Веру»
Без колебаний следует держаться основы, которая есть то, что только вера,
вера без дел, без заслуг примиряет человека с Богом и делает его праведным,
как Павел говорит в Послании к Римлянам: «Но ныне, независимо от закона,
явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки; правда
Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих». В другом
месте Павел говорит: «Поверил Авраам Богу, и вера вменилась ему в праведность».
Так же и с нами. Опять-таки: (Рим. 5:1, 10:9-10).
Этих
и многих других подобных мест мы должны твердо держаться, верить им беспрекословно
и знать, что только вера, без всяких дел, служит для прощения наших грехов
и нашего оправдания.
Поэтому
мы можем сделать важнейший вывод: есть нечто несравненно более ценное
и несравненно большее, чем все добрые дела, нечто, делающее человека добрым
и благочестивым еще до того, как он будет делать добро; точно так же,
как человек должен стать здоровым, прежде чем он сможет трудиться и выполнять
тяжелую работу. Это великое и ценное нечто есть благородное Слово Божие,
предлагающее нам Евангелие благодати Божией во Христе. Тот, кто слышит
это и верит этому, становится хорошим и праведным. Поэтому это и называют
Словом Жизни, Словом Благодати, Словом Прощения. Но тот, кто не слышит
и не верит, никаким образом не может стать хорошим. Петр говорит в Деяниях
15:9: «Верою очистив сердца». Каково Слово, таким и будет сердце, которое
верит и твердо держится этого. Слово есть живое, праведное, правдивое,
чистое и доброе Слово, так же и сердце, верное сердце, должно быть живым,
праведным, правдивым, чистым и добрым»
Но
истинная вера, о которой мы говорим, не может быть плодом наших мыслей,
ибо это исключительно Божья работа в нас. Как говорит Павел римлянам,
вера — это благодать и Божий дар, который добыт был одним человеком, Христом.
Поэтому вера — это нечто очень мощное, активное, неуемное, действенное,
мгновенно возрождающее и обновляющее человека, а затем ведущее его к новому
образу жизни и поведения, вследствие чего невозможно не делать добро непрестанно.
Статья
взята из «Бюллетеня
Библейских Верующих» |