О
жизни Гийома Тирского, одного из лучших историков эпохи крестовых походов
XII в., нет никаких свидетельств современников. Имеются лишь отдельные
сведения, сообщаемые им самим на страницах своего сочинения «История деяний
в заморских землях». Предположения о происхождении Гийома противоречивы:
одни считают его франком, другие немцем. Сам же он называет своей родиной
Палестину. Год его рождения неизвестен. Можно весьма приблизительно считать
временем его рождения 30-е годы XII в., потому что в 1162 г., как явствует
из его же слов в прологе к шестнадцатой книге, он проходил курс обучения
в Европе, по-видимому, в Париже. По возвращении .в Иерусалим в 1167 г.
он по протекции короля Амори I был назначен архидиаконом Тирской церкви.
Будучи приближенным короля Амори, Гийом выполнял его дипломатические поручения:
ездил послом в Константинополь для заключения союза с Мануилом Комнином
против Египта; в 1168 г. улаживал церковные дела в Риме. В 1170 г. Амори
поручил ему воспитание своего девятилетнего сына Балдуина IV. После смерти
Амори в 1173 г. Гийом оставался близким лицом при дворе, был канцлером
иерусалимского королевства, в 1174 г. получил сан архиепископа г. Тира.
В политической жизни он принимал самое непосредственное участие: в 1177
г. был послан в Рим делегатом на третий Латеранский собор, после чего
пробыл по государственным делам в Константинополе 7 месяцев. После смерти
Балдуина IV Гийом снова уехал в Рим. Умер он ок. 1186 г. Этим ограничиваются
достоверные сведения о Гийоме Тирском.
Гийом написал два сочинения: 1) «Историю арабов» со времени Магомета до
1184 г.— она не сохранилась, 2) «Историю деяний в заморских землях» («Historia
rerum im partibus transmarinis gestarum»), или «Иерусалимскую историю»
(«Historia Hierosolymitana») в 23 книгах. Это самое полное из всех сочинений
по истории крестовых походов, особенно первого и второго, охватывающее
события почти за столетие, с 1095 по 1184 г. Гийом начал писать его по
приказу Амори в 1169 г. и закончил в 1184 г. Сочинению предшествует пролог,
в котором, Гийом излагает свои принципы историка: писать о минувшем только
правду; затем начинается хронологически последовательное повествование
о событиях крестовых походов. В первой книге дается исторический очерк
Палестины от VII до середины XI в., обзор обстановки на Западе накануне
крестовых походов; со второй книги следует рассказ о начале похода, о
движении крестоносцев через Малую Азию и Сирию на Иерусалим, с восьмой
[378] по пятнадцатую рассказывается о взятии Иерусалима и образовании
иерусалимского королевства и первых его правителях; в шестнадцатой — семнадцатой
книгах речь идет о втором крестовом походе и его провале под Дамаском,
в восемнадцатой — двадцать второй — о правлении Амори I и Балдуина IV,
о внутренних противоречиях, ведущих к гибели иерусалимское государство,
о победах Саладина. На этом Гийом собирался закончить свой рассказ, не
желая писать о падении своего государства, но же же по настоянию друзей
продолжил его. Написал он, однако, лишь пролог к двадцать третьей книге
и одну главу о событиях 1184. г. Книга осталась незаконченной.
Первые пятнадцать книг Гийом составил по материалам исторической традиции,
широко использовав хроники Альберта Ахенского, Раймунда Ангильерского,
Фульхерия Шартрского, а также устные предания. Но, опираясь на традицию,
он критически отбирал материал, исправляя или отбрасывая недостоверное,
иногда сопоставлял сведения разных источников и давал им свою оценку.
Последующие восемь книг. посвященные истории современного франкского Востока,
Гийом писал по личным впечатлениям, по сообщениям очевидцев событий и
по документам архивов, к которым имел доступ благодаря своему высокому
социальному положению. Это наиболее оригинальная часть хроники и сведения,
сообщаемые здесь Гийомом, по-видимому, вполне достоверные, представляют
важный источник для внутренней и внешней истории иерусалимского королевства
с 1144 по 1184 г. и для истории второго крестового похода.
Идейная основа исторической концепции Гийома, как и других хронистов крестового
похода — провиденциализм, вера в божественное предопределение исторических
событий, объяснение их как результат действия божественного промысла.
Но у него, несомненно, есть тенденция к рационалистическому освещению
событий, к стремлению осмыслить действительные причины и связи событий
и дать им свою оценку. Это нетрудно увидеть в нарисованной им картине
фактического положения на Востоке и на Западе накануне крестового похода
(18) или в его рассуждении о причинах неудач крестоносцев и характеристике
обстоятельств, обеспечивших победу Саладина (XXI, 7).
Главной политической задачей сочинения Гийома было прославление крестоносцев,
подвигов их вождей. «История деяний в заморских землях» — это своего рода
практическое руководство по организации новых крестовых походов. Гийом
отчетливо высказывается о двойственном предназначении историков: с одной
стороны, они должны воодушевлять потомков рассказом о счастливо свершившихся
деяниях, с другой — примером испытавших несчастную судьбу делать их более
осмотрительными в подобных же обстоятельствах (XXI, 7). Идеализируя крестоносцев
конца XI в., Гийом противопоставляет их порочным крестоносцам-современникам,
нравы которых, вернее «чудовищные пороки, если бы кто попытался описать,
то он написал бы сатиру, а не историю» (там же).
В сочинении Гийома немало интересных экскурсов этнографического и географического
содержания, характеристик народов и их обычаев, описаний городов (Тира,
Иерусалима, Александрии и др.) и мест сражений. Привлекают внимание портретные
зарисовки современных ему исторических деятелей, примечательно стремление
дать не только физический, но и психологический портрет в сложной противоречивости
человеческого характера. Отличный [379] знаток классической литературы,
Гийом часто иллюстрирует излагаемый материал цитатами из Вергилия, Овидия,
Светония, Цицерона, Ливия, Теренция и др. Он с большим мастерством вставляет
в историческое повествование диалоги, речи, отступления мемуарного характера,
размышления и оценочные замечания. Все это разнообразит и оживляет рассказ.
Выделяясь среди других историографов крестовых походов критичностью подхода
к источникам, рационалистичностью в освещении событий и достаточной объективностью
суждений по различным социальным и религиозным вопросам, широтой эрудиции,
наконец мастерством живого и обстоятельного изложения, Гийом Тирский завоевал
славу лучшего историографа первых крестовых походов и оказал большое влияние
на позднейших историков. Его сочинение сохранилось во многих рукописях.
В 1194 г. оно было продолжено Эрнулем, описавшим третий и четвертый походы;
это латинское продолжение, с позднейшими добавлениями, охватывает события
с 1192 по 1220 г.
|