В том самом году [1118], некие дворяне из рыцарского сословия, религиозные люди, посвятившие себя Богу и боящиеся его, обязали себя служением Христовым, по воле владыки-патриарха. Они обещали навечно жить как обыкновенные каноники (1), без имущества, согласно обетам целомудрия и послушания. Их первыми предводителями были почтенные Гуго де Пейн и Годфруа де Сент Омер.
Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня. Служители Храма Господня дали им, на определенных условиях, место около дворца, которым они [служители] владели. Его [это место] рыцари использовали как площадку для упражнений. Господин король (2) и его вельможи, а также владыка-патриарх и прелаты церкви, дали им доходы от своих имений, кто на срок, а кто – навечно. Так было сделано, дабы обеспечить рыцарей пропитанием и одеждой. Их главным служением, тем самым, которое было возложено на них владыкой-патриархом и другими епископами, во отпущение грехов, была защита дорог и путей от нападений разбойников и бандитов. Делали они это исключительно для того, чтобы обеспечить безопасность пилигримов.
Первые девять лет после [своего] основания, рыцари носили мирскую одежду. Они использовали ту одежду, которую люди жертвовали им во имя спасения [своей] души. В их девятый год во Франции, в Труа (Troyes), состоялся собор, (3) на котором присутствовали владыки-архиепископы Реймса (Reims) и Сенса (Sens) со своими прихожанами также, как и епископ Альбанский (Albano), бывший легатом апостольского престола, и аббаты Сито (Citeaux), Клерво (Clairvaux), Понтигни (Pontigny), со многими другими. Этот Собор, по повелению господина Папы Гонория (Honorius) (4) и господина Стефана (Stephen) (5), патриарха Иерусалимского, установил правила для рыцарей и предписал им белое одеяние. Хотя рыцари были учреждены девять лет назад, их было все еще девять [человек] (6). С этого времени их число стало расти, и их имущество начало преумножаться. Позднее, во времена Папы Евгения (Eugene) (7), как говорят, и рыцари, и их смиренные слуги, называемые сержантами, стали прикреплять кресты, сделанные из красной материи, к своим мантиям, дабы отличить себя от остальных. Они теперь умножились настолько, что в этом Ордене сегодня [насчитывается](8) около 300 рыцарей, носящих белые мантии, в добавление к братиям, которые почти неисчислимы. Они, говорят, имеют огромные владения как здесь [в Палестине], так и за морем, так что сейчас нет в христианском мире провинции, которая бы не подарила вышеназванным братиям часть [своего] имущества. Сегодня, говорят, их богатства равны сокровищам королей. По причине того, что они имеют штаб-квартиру в королевском дворце, за Храмом Господним, как мы говорили ранее, они называются «Братство рыцарей Храма». (9) Хотя они поддерживали свои установления честно длительное время и исполняли свое призвание достаточно рассудительно, позднее, из-за пренебрежения смирением (которое известно как страж всех добродетелей и, поскольку находится на нижайшем месте, не может пасть), они отложились от патриарха Иерусалима, учредившего этот Орден, от которого они получили свои первые бенефиции, (10) и отказали ему в повиновении, которое их предшественники ему оказывали. Они также забирали десятину и начатки плодов из церквей Господних, посягнув на их владения, и сами сделались чрезвычайными смутьянами.

Примечания:

(1) каноники – т.е монахи
(2) Балдуин II (Baldwin II de Le Bourg) годы правления 1118-1131
(3) собор в Труа состоялся 14 января 1128 года
(4) папа Гонорий II (Honorius II) занимал папский престол с 1124 по 1130
(5) Стефан (Stephen) – патриарх Иерусалима с 1128 по 1130
(6) Гуго (Хью) де Пейн (Hugh de Payen)
     Андре де Монбар (Andre de Montbard)
     Годфруа де Сент Омер (Geoffroi de St Omer)
     Пэйн де Мондидьер (Payen de Montdidier)
     Аршамбо де Сент-Эмэнд (Achambaud de St-Amand)
     Годфруа Бизл (Geoffroi Bisol)
     Гондэмар (Gondemare)
     Росал (Rosal)
     Годфруа (Godfroi)
(7) папа Евгений III (Eugene III) занимал папский престол 1145-1153
(8) Гийом Тирский писал в 1170-1174 годах
(9) Официальное наименование Ордена тамплиеров на латыни, данное ему Римским Папой при учреждении - Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniaci. На русский язык это название обычно переводят как «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона»
(10) бенефиции – ( лат. beneficium – благодеяние) - пожалованное земельное владение

   

Гийом Тирский
Historia rerum in partibus transmarinis gestarum, XII, 7
Перевод сделан по изданию: The Crusades: A Documentary History, (Milwaukee, WI: Marquette University Press, 1962)

Перевод с английского и примечания Галины Росси.
Перевод может быть скопирован при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

 
 
 
  Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003 
 
Сайт управляется системой uCoz