Статья была опубликована впервые
в петербургском военно-историческом журнале "Parabellum"


В десяти километрах к западу от Лимассола, на одной из живописных долин Кипра, в нескольких километрах от морского берега, расположен средневековый замок Колосси. Название происходит от имени некоего Гаринуса де Колосса, которому первоначально принадлежало право владения этими землями. В 1210 году король Кипра Хью I, (1) выкупил эти земли у владельца и пожаловал права владения ими Рыцарскому Ордену Госпитальеров, учредив в Колосси Гранд Коммандарию – резиденцию Коммандора и главный командный пункт Ордена.

Согласно одной из версий история Ордена Госпитальеров (2) началась в 1070 году, когда итальянский купец Панталеон Мауро из Амальфи получил от Боменсора - египетского калифа и владетеля Палестины - разрешение открыть в Иерусалиме, недалеко от Храма Гроба Господня, гостиницу (3), или странноприимный дом для паломников к Святым местам, и посвятил его святому Иоанну.
Иная версия повествует о том, что приют был открыт в аббатстве св. Марии Латинской в Иерусалиме (Abbey of Santa Maria Latina) (4) и приписан к маленькой церкви, посвященной св. Иоанну. По сей день историки не пришли к согласию, какой именно св. Иоанн упомянут в данном случае. В соответствии с одной версией - это святой патриарх Иоанн Милостивый Александрийский, с другой - святой Иоанн Иерусалимский; ну а современные официальные католические источники склоняются к тому, что община была посвящена святому Иоанну Крестителю.
Так или иначе, гостиницы-приюты и раньше появлялись на путях странствий паломников к Святым местам, и приют святого Иоанна был не первым учреждением такого типа в Палестине.
15 июля 1099 года первый крестовый поход завершился взятием Иерусалима. Герард БлаженныйВероятно, именно в это время церковь св. Иоанна была отдана аббатством под присмотр одного из монахов, по имени Герард, ставшего позднее известным святым Герардом Блаженным, под чьим руководством образовалось небольшое братство монахов-бенедиктинцев, призванное ухаживать за больными и ранеными паломниками, прибывавшими из Европы поклониться Гробу Господню. До нас дошло предание, связанное с именем святого Герарда, и повествующее о том, как во время осады Иерусалима он тайно перебрасывал через стену города буханки с хлебом для осаждавших город голодающих крестоносцев. Он был пойман и предстал перед судом осажденных в Иерусалиме турок с обвинением в помощи неприятелю. И когда настало время предъявить улики, буханка хлеба, спрятанная под плащом святого, чудесным образом превратилась в камень, и Герард был оправдан.
Впоследствии правитель Иерусалимского королевства, «Защитник Гроба Господня» Годфруа Булонский (5) посетил странноприимный дом иоаннитов, пожаловав для содержания госпиталя небольшую деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Тогда же четверо рыцарей из свиты Годфруа - Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю и Гастус, приняв монашеские обеты, остались в общине иоаннитов. Считается, что в это время монашеское братство было преобразовано в Орден, с миссией не только помощи больным и бедным, но и защиты паломников в Святую Землю. Таким образом, помимо монашеских обетов бедности, послушания и целомудрия, члены общины из рыцарского сословия принимали еще и обет борьбы с неверными, что превращало монашеский орден в духовно-рыцарский.
Спустя четыре года наследовавший Годфруа Булонскому Балдуин I (6) подтвердил привилегии братства, а через три года, в 1107, закрепил за иоаннитами земельный участок, на котором находился приют.
Братство быстро крепло, увеличивалось, становилось в Палестине политической силой, с которой все больше считались. Процесс роста братства был настолько бурным, 15 января 1113 года Папа Паскаль II (7) в булле «Geraudo institutori ac praeposito Hirosolimitani Xenodochii» официально утверждает братство в статусе самостоятельной монастырской общины с собственным уставом.
Как уже говорилось выше, основной задачей общины в то время был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2000 коек, а, кроме того, приют для подкидышей и грудных младенцев. На денежные пожертвования община содержала пять терапевтов и трех хирургов. Для всех больных и раненых, вне зависимости от происхождения, были одинаковые условия, одежда и пища одного качества. Госпитальеры раздавали беднякам милостыню, и три раза в неделю устраивали для них бесплатные обеды.
В 1120 году, после смерти Блаженного Герарда во Раймонд де Пюиглаве общины стал Раймонд де Пюи (8), составивший первый Устав Ордена, утвержденный в этом же году папой Калистом II. Но в этом уставе еще нет никаких упоминаний о рыцарях и военной службе (9). Символом Ордена становится восьмиконечный белый крест, нашиваемый на левом плече черной монашеской мантии, имевшей очень узкие рукава, символизирующие отречение инока от собственной воли. Позднее рыцари стали носить красные плащи с нашитым на груди большим белым крестом. В 1155 году, спустя 42 года с момента выхода буллы Папы Паскаля II, Ватикан наделяет Раймонда де Пюи титулом Грандмастера (Великого Магистра) Ордена. К этому времени Орден состоит из трех социальных категорий:
- отправлявшее богослужение духовенство
- собственно монахи, жившие традиционной монастырской общинной жизнью
- рыцари, связавшие свою жизнь с Орденом вечными обетами бедности, целомудрия и послушания.
Рыцари в духовном отношении приравнивались к монашествующей братии, но несли воинскую службу, защищая интересы Ордена в Палестине. Так, без утраты своих первоначальных благотворительных функций монашеской общины, Орден св. Иоанна Иерусалимского приобретал черты военной организации, и к XII веку окончательно стал persona mixta – военным монашеским орденом, преследующим две основные цели: obsequium pauperum (служение бедным) и tuitio fidei (защита веры).
В конце XII века, в связи с потерей земель в Палестине, Орден вынужден был перебраться на Кипр. Рыцари оставляли Святую Землю с боями: «Великий Магистр Жан де Вилье и его рыцари прорубили себе дорогу на орденскую галеру, в то время как с палубы прикрывавшие их доблестный отход лучники обрушили грады стрел на врага, стремившегося уничтожить последних из оставшихся в живых героев Великой Христианской Армии.» (10)
Их главной базой и резиденцией Коммандора становится замок Колосси, расположенный на южном берегу Кипра.
Хотя от первоначальных построек замка госпитальеров до наших дней, к сожалению, сохранился только колодец, расположенный к востоку от замковой башни, тем не менее, можно утверждать, что Колосси был прекрасно укрепленным фортификационным сооружением, устоявшим под натиском генуэзцев в 1373 и 1402 годах и штурмом мамлюков в 1426 году. Сегодня, когда благодаря археологическим раскопкам, проводимым на территории замка, открыты средневековые фундаменты, становится ясно, каким образом эта небольшая башня могла выдерживать осады и штурмы.


  1   2   3   примечания


 
 
 
 
  Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003 
 
Сайт управляется системой uCoz