18
мая 1096 года войско крестоносцев под командованием графа Эмихо Лейнингенского
подошло к стенам Майнца и потребовало впустить их в город. Архиепископ
Майнцский Рутхард три дня не впускал христово воинство в пределы города,
но потом уступил. Храбрые воины ворвались в еврейские кварталы и устроили
резню. За несколько дней погибла вся еврейская община Майнца - самая большая
община в Европе, больше тысячи человек (притом, что редкий город Европы
населяло более 5000). Была сожжена синагога, в которой проходили ежегодные
съезды раввинов Европы. Масштабные погромы прошли в городах Руан, Реймс,
Верден, Кельн, Шпейер, Вормс, Трир, Магдебург, Прага, Мец, Регенсбург
и других. Крестовые походы начались с погромов и грабежей. Но это не было
просто проявлением антисемитизма - грабежи и разбой для рыцарей были делом
обыкновенным, а евреи просто попали под горячую руку, да и предлог был
легко найден - "Их предки распяли Его, так отомстим же им".
Тот же Эмихо Лейнингенский перед отправлением в Святую землю, чтобы запастись
на дорогу деньгами, ограбил несколько церквей, а один из лидеров Первого
крестового похода Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии регулярно
занимался разорением монастырей в своих владениях.
Когда колонны крестоносцев двинулись, наконец, в поход, их путь был повсюду
(еще в христианских землях) отмечен пожарами и разбоем. Норманнские рыцари
Боэмунда Тарентского чинили насилия над жителями Эпира, Македонии и Фракии,
через которые проходили, а один из городов полностью разрушили - в нем
жили павликиане (одно из ответвлений христианской церкви). Столь же диким
разбоем ознаменовался проход французских рыцарей графа Раймонда Тулузского
через Далмацию - жители прятались в горах и, как писал один из участников
похода, "вооруженным рыцарям нелегко было преследовать этих безоружных
разбойников". Во Фракии французские крестоносцы взяли штурмом и разграбили
города Руссу и Редесто. Но "подвиги" христова воинства в Европе
блекнут перед их деяниями по ту сторону Босфора.
Для цивилизаций Востока и Византии рыцари Европы были варварами - франками
и норманнами - бесчинства, чинимые ими на Балканах и даже в окрестностях
самого Константинополя, заставляли относиться к ним соответственно. При
прохождении через византийские земли к ним была приставлена многочисленная
печенежская конница, чтобы не допускать безобразий - варвары должны были
конвоировать варваров. Дикие обычаи и повадки поражали византийцев - во
время одного из официальных приемов у императора один из рыцарей даже
уселся на трон.
Арабо-мусульманская цивилизация в IX - XI веках достигла своего наивысшего
расцвета. Именно в это время окончательно сложилась система мусульманского
права, с развитием арабского литературного языка и письменности обогащается
поэзия и литература, созданы выдающиеся произведения в области теологии,
философии, истории, географии, филологии, математики, медицины, химии.
Достаточно сказать, что закон Всемирного тяготения, известный как закон
Ньютона, был известен арабам за 500 лет до рождения английского физика.
В плеяду ученых и литераторов вливаются и обратившиеся в ислам представители
других народов (персы, греки, тюрки и др.). На арабский язык переводятся
многие произведения древнегреческих, римских, византийских, персидских
и индийских мыслителей, подчас предававшиеся забвению на родине своих
создателей и "открытые" позднее лишь благодаря арабским переводчикам.
Неудивительно, что сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа
и Архимеда были известны в Европе преимущественно в латинских переводах
с арабского. Значительного развития достигли у арабов естественнонаучные
знания. Уже в IX веке (на 7 веков раньше, чем в Европе) на арабском Востоке
строятся первые обсерватории, создается небесный глобус, так что позднее
европейская астрономия пополнится 210 арабскими названиями звезд. Картография
также достигла невиданных успехов по сравнению с Западной Европой, поэтому
"просвещенные" европейские монархи заказывали карты у арабских
картографов.
С развитием космогонии и географии тесно связаны достижения в области
алгебры (слово арабского происхождения) и геометрии. И сегодня большая
часть населения Земли пользуется арабскими цифрами. Множество химических
соединений были впервые получены и описаны именно арабами, а порох стал
известен на Западе, опять же, лишь благодаря арабскому "посредничеству".
В IX веке на мусульманском Востоке уже измеряли удельный вес драгоценных
и полудрагоценных камней, арабская медицина господствовала в Европе вплоть
до XVI века, арабские врачи применяли лекарства растительного, животного
и минерального происхождения, делали сложнейшие хирургические операции.
Как справедливо отметил известный французский историк Жак Ле Гофф, в X
- XIII веках Восток явно превосходил Запад по степени развития денежного
хозяйства, городской цивилизации и производству предметов роскоши. В этой
связи тем более смешным представляется образ крестоносца как носителя
"высокой европейской культуры" - обитателям преимущественно
деревянных замков (каменными они станут лишь в XIII - XIV веках) и небольших
городков (город в 5000 жителей считался в Европе XI века уже довольно
крупным) суждено было встретить на Ближнем Востоке высокоразвитую городскую
культуру ("среднестатистический" арабский город Сирии и Палестины
в эпоху крестовых походов насчитывал 30-40 тысяч жителей).
Мы хотели вначале сравнить уровень развития цивилизаций арабской и европейской;
однако оказалось, что сравнивать не с чем - они находились не то чтобы
на разных уровнях - они различаются скорее не количественно, а качественно.
Для христиан, а точнее, для крестоносцев, крестовые походы были (во всяком
случае провозглашались) священной войной против "неверных".
Однако с противоположной стороны не было никакой религиозной нетерпимости.
Согласно исламскому вероучению, христиане, наряду с иудеями, являются
"людьми писания", то есть, представителями религиозных общин,
которым божественное Писание было ниспослано раньше, чем мусульманам.
По мнению мусульман, христиане и иудеи со временем исказили божественные
тексты и заветы Аллаха, однако, в случае праведного поведения в земной
жизни, любой из "людей писания" имеет шансы на спасение в день
Страшного Суда. В мусульманских странах, как в Средние Века, так и в наши
дни, представители господствующей религии веротерпимо относились к христианам
и иудеям, последние могли открыто отправлять свои религиозные обряды,
иметь церкви и синагоги, то есть, считались находящимися под особым покровительством
мусульман. Известно, в частности, что как до начала Крестовых походов,
так и после их завершения, мусульманские правители не чинили практически
никаких препятствий христианским паломникам к Гробу Господню.
Положение христиан и иудеев в странах ислама было значительно более благоприятным,
чем положение иноверцев в странах Европы. С точки зрения христиан, мусульмане
являлись неверными, не смывшими с себя первородного греха (а следовательно,
уже обреченными на адские муки), врагами Господа, о примирении с ними
не могло быть и речи. В глазах христиан мусульмане были "недочеловеки".
Вполне естественно, что разжигание католического фанатизма в ходе подготовки
к первому крестовому походу лишь обостряло религиозную нетерпимость "слуг
Гроба Господня". Священная война в своем неистовстве привела к худшим
эксцессам, начиная с еврейских погромов в Майнце и других европейских
городах и кончая чудовищной резней во взятом крестоносцами Иерусалиме
(вырезано практически все мусульманское население города - около 70 тысяч
человек, в том числе женщины, дети, старики). Для сравнения следует сказать,
что ни в одном взятом в период многочисленных войн христианском городе
арабы-мусульмане никогда не устраивали ничего подобного иерусалимскому
кошмару 1099 года. Например, после отвоевания Иерусалима Салах ад-Дином
в 1187 году все "франки" были выпущены им из города за определенный
выкуп, но резни вовсе не было.
Неудивительно, что иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить
под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей. Когда
турки-сельджуки завоевали Малую Азию у Византии, это означало для многих
христианских общин освобождение от религиозных притеснений со стороны
православной церкви, считавшей их еретиками. Со стороны исламских же правителей,
как мы уже говорили, не было религиозного притеснения в какой-либо форме.
И не потому, что они были "добрыми" или "хорошими"
- такое отношение к христианам вытекало из самой природы Ислама.
Пополнения, которые прибывали к крестоносцам из Европы, органично вливались
в рыцарское войско - католическая церковь заменяла смертную казнь за уголовные
преступления паломничеством в Святую землю - воры, убийцы, беглые монахи
составляли в значительной степени подкрепления, которые направлялись крестоносцам.
21 октября 1097 года войска крестоносцев подошли к стенам одного из самых
богатых городов Востока - Антиохии. Долгая осада не приносила успеха,
когда же ночью 3 июня 1098 года благодаря предательству рыцари смогли
ворваться в город, они устроили там настоящий разгром, стремясь вознаградить
себя за долгие месяцы осады. Город был разграблен дочиста, многие жители
были убиты, захвачены и уведены в плен. Крестоносцы не делали различия
между мусульманами, христианами и иудеями - убивали всех, кто попадался
им на пути. Все площади были завалены убитыми, "так что никто не
мог находиться там из-за сильного зловония; никто не мог пройти по улицам
иначе, как шагая по трупам" - сообщает современный хронист.
Иерусалим был конечной целью похода крестоносцев; его защищала всего тысяча
воинов, поэтому город пал сравнительно быстро: 7 июня 1099 года рыцари
подошли к нему, а 15 июля взяли штурмом. Даже разгром Антиохии бледнеет
перед судьбой Иерусалима. "Войдя в город, наши пилигримы гнали и
убивали сарацин до самого храма Соломонова... Наши похватали в храме множество
мужчин и женщин и убивали, сколько хотели" - писал норманнский хронист.
Погибла и вся еврейская община города - иудеи собрались в большой синагоге
и были сожжены там крестоносцами. В мечети халифа Омара ("Соломонов
храм") погибло не менее 10 тысяч мусульман. Убийства перемежались
с молитвами, после которых рыцари вновь переходили к убийствам: "На
улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук и ног. Пешие
и конные то и дело натыкались на валявшиеся повсюду трупы" - свидетельствовал
французский хронист.
Первый крестовый поход по той разнице культур, по методам его проведения
вполне может быть сравним с нашествием на Русь монголов. Крестовый поход
закончился тем же, с чего начался и чем он был на самом деле - погромом
и резней.
1. О.Г. Большаков. Средневековый город Ближнего
Востока. VII-середина XIII в. М., 1984.
2. Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.
3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
4. А. Мец. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.
5. Н.А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов
по арабским источникам. Приложения 2(3). СПб., 1897 [Палестинский Сборник,
т.17, вып. 2(4)].
6. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
Д.Р.Жантиев, И.Ю.Кудряшов
Источник: Военно-исторический
журнал "Сержант", №3, С.7-8
|